Пермогорская роспись
Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В4 километрахот нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".
Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа, с большой лопато - образной лопастью, завершающейся, чаще всего, пятью или семью круглыми или ромбовидными гладко окрашенными "маковками", "городками". Внизу на лопасти имеется по две или четыре "серьги" ("чуски" на местном диалекте), расположенные по обе стороны массивной высокой ножки "стояка", переходящей в основание - "донце" прялки.
Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы) . Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, так как переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.
Пермогорская прялка
Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца. Вокруг одного такого купеческого выезда среди прочих занятных надписей есть и такая: "Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается". А в верхней части около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение" (орфография сохранена).
В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками - по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. Кстати сказать, "супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой.
Кроме всего, само жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры - в разрезе, с шатровой крышей и часто с единорогом и львом по обе стороны. А между прочим, эти звери, да в такой же позе на задних лапах, были символом московского Печатного двора и изображались на книгах. Оттолкнувшись от них, рисовали свое, знакомое: так, единорог больше походил на коня, а шатер - на северную высокую избу в 2-3 этажа (вот где были и вправду "высокие терема").
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Это долбленые скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, ведра, набирухи, короба, гнутые из луба, рукомойники, светцы, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы. И все эти, казалось бы, обычные предметы крестьянского быта роспись преображала, превращала в подлинные произведения искусства.
Туесок с пермогорской росписью
Санки с росписью
Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
Последовательность росписи прялки
(По воспоминаниям дочери мастера А.Л.Мишарина)
Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.
Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.
Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.
Основные элементы пермогорской росписи
Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.
Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:
1 - вся ленточка выполняется желтым цветом
2 - отдельные элементы выполняются зеленым цветом,
3 - красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,
4 -тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра.
Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.
Различные образцы элементов пермогорской росписи представлены на рисунках: это ленточки, углы, приписки, листочки, трилистники, тюльпаны и любимая композиция птица Сирин.
ленточки бардюры | Углы | Приписки |
Листочки, ягодки, огуречки
|
Трилистник | Тюльпан |
Птица Сирин
Источник:
http://www.webartplus.narod.ru/index.html
http://dekor.nm.ru/Perm/Perm.htm
Литература:
1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.:ил.