Городецкая

Городецкая роспись

 

   Свое название роспись получила от города Городца, расположенного в нижегородской области на берегу Волги – куда свозили крестьяне свой товар на продажу. Расположение города на водной магистрали, близость Макарьевской ярмарки, малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Вырезали ложки, точили посуду (чашки, миски, поставки, солонки), изготавливали  пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники, делали расписные деревянные игрушки, орудия труда для прядения и ткачества.

Несмотря на плохую землю в Заволжье хорошо родился лен. Поэтому женщины пряли нитки и ткали холсты на заказ и продажу.
    В Нижегородской губернии пряли не с лопасти, как на Севере и на Урале, а с гребня. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце (рис.1).

 

 

Рис. 1. Прядильный гребень, вставленный в донце. XIX в. Нижегородская губерния.

 

   Украшать его было практически невозможно. А вот донне, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень (рис. 2), поэтому на его украшение художники не жалели ни времени, ни сил. Крестьянки любили эти красивые, изысканные вещи, для пряхи донце было не только рабочим инструментом, крестьянка видела в донце и интересную картинку. Окончив работу, вынимала гребень и вешала донце на стену избы рядом с вышитыми полотенцами и лубками, поэтому на каждом донце край оформлялся зубчиками, которые были похожи на бахрому полотенца.

 

 

Рис. 2. Донце прялки, украшенное резьбой и инкрустацией

 

   Головка-подставка представляла собой усеченную пирамиду, где две стороны были прямыми, третья сторона имела плавный скат, а четвертая, обращенная к пряхе, спускалась уступами (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Копылок (головка) прядильного донца, середина XIX в

 

   «Деночный» промысел (изготовление и украшение прялок) связано с вечернинками-девишниками, красота прялки свидетельствовала о достатке, благополучии семьи.

Промысел расписных прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью.

   Резные донца делали в тех деревнях  (Ахлебаиха, Репино, Курцево, Косково и др.), где позднее развилась декоративная живопись. Практически в каждой семье занимались изготовлением донец. Не все имели мастерские, многим приходилось работать в избе, где жила вся семья. Порой так и работали семьями, по 15-16 часов в день. Старшие вырубали топором форму изделия и долбили головку — подставку под гребень. Эта работа требовала большого опыта и мастерства. Чаще этим занимался глава семьи или старшие сыновья. Далее выглаживали поверхность донца фуганком. Это уже доверяли сыновьям помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце. До середины XIX в. изготовление "белья" для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку ("копыл", или "копылок"), служившую подставкой для гребня.
   Во второй половине XIX в. "копылок" стали вырезать отдельно от лопасти донца, а затем приклеивать его. Это ускорило процесс работы и сохранило традиционную форму донец.


  Основателем промысла резных донец называют семью Краснояровых, далекий предок которой Никита Емельянович Краснояров в XVIII в. приехал в Заузолье из Красноярска. Конечно, и до его приезда в деревнях занимались резьбой. Однако именно с его именем связывают изготовление первых донец с контурной и скобчатой резьбой, в которой он наряду с плоскими применил и полукруглые стамески. Новшество породило особый — городецкий стиль резьбы. Эти приемы позволяли делать резьбу более разнообразной и включать в нее мотивы и сюжеты, а поскольку такого вида резьбы не знали нигде, это делало промысел более выгодным.
      

   Резные донца с инкрустацией. Когда и как начали изготавливать донца резные с инкрустаций, сведений не сохранилось.
   В Приузольской долине росло много дуба. По весне, когда разливалась река Узола и начинался ледоход, ее воды сметали все на своем пути, в том числе и могучие деревья. Попав в воду и затонув, древесина дуба не гнила, а, наоборот, становилась более плотной и приобретала красивый черно-синий цвет.
    Аристарх Евстафьевич Коновалов упоминает о мастерах Мельниковых — Лазаре и Антоне, живших в Ахлсбаихе в конце XIX в. Они добывали дуб из реки, что было делом нелегким. Дуб сам по себе от природы тяжелый, а пролежав сотни лет в воде, становился, как свинцовый. С трудом вытащив на берег, кряж дуба тут же раскалывали на части и в таком виде доставляли домой. Заготовки просушивали в тени, оберегая их от влаги и ветра, чтобы они меньше трескались.
    Когда дуб хорошо просыхал, пускали его в дело. Использовали, как правило, сердцевину древесины, так как она имела более красивую текстуру. Ее кололи па тонкие, разные по ширине дощечки. А затем мастер вырезал из нее различные по размерам и рисунку фигурки людей и коней. Мелкие, совсем узкие кусочки дуба также не выбрасывали. Их пускали на шкантики — деревянные гвоздики.
    После проведения всех подготовительных операций приступали к работе. На подготовленной деревянной основе лопасти раскладывали вырезанные из дуба фигурки — составляли композицию. Это были картинки со всадниками около деревьев, с каретами, со всадниками или барынями па прогулке или просто крупной лучистой розеткой, окруженной цветами и листьями.
      

    Вытянутая форма донца привела к определенной схеме его украшения. Оно делилось на два или три яруса. В верхней части донца часто располагали двух всадников рядом с деревом и птицу на его ветвях. Второй ярус обычно занимала орнаментальная полоса. В нижней части донца, как и в верхней, могла изображаться сюжетная сцена, (см. рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Прядильное донце. Лазарь Васильевич Мельников из деревни Охлебаиха.1866 г.

 

 

   После того как была продумана композиция и разложены все вставки, мастер обрисовывал, а затем стамесками и киянкой выдалбливал углубление в донце для будущих изображений коня или всадника. Вставив фигурки в углубления, мастер прочно прикреплял их к доске деревянными шкантиками. Заканчивали операцию инкрустации зачисткой всех выступающих деталей. Их сравнивали заподлицо с плоскостью донца. И только потом контурной линией наносились сопутствующие мотивы, а скобчатыми выемками дополнялся рисунок. 
  Композиции, украшавшие "копылок", были также отработаны. С одной стороны изображали коня, с другой — птицу. Форма головки подсказывала соответствующий характер рисунка. Размещавшийся на ней силуэт птицы был более широким внизу. Как правило, птица изображалась с головой, повернутой в сторону пышного хвоста. Этот тип птицы настолько понравился мастерам, что впоследствии перешел, в роспись (см. рис. 3).

 

   Резные донца с инкрустацией и росписью. Возникновение расписных прялочных донец датируют серединой XIX в. Их появление было обусловлено необходимостью удовлетворить спрос на этот товар менее трудоемким способом.
   Расписные прялки были яркими, нарядными, и, конечно, среди этого многоцветия изделия с инкрустацией терялись. Поэтому резчики начали подцвечивать резьбу. Подкрашивали светлые тона дерева, а также вставки из черного дуба. На первых порах для этого использовали сок ягод и кореньев, впоследствии стали пользоваться красками, которыми выполняли роспись художники. 
   Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, в котором огромное значение приобретает яркий цвет. 
   Резные донца теперь выглядели наряднее. Мастера стали подкрашивать каждый ярус своим цветом. Это придавало изделию больше изящества и выразительности. Кроме донец, мастера расписывали и другие, изделия. Были среди них бураки, поставки, солонки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки и пр. 
   Как писал А.С. Коновалов, многие инкрустированные и раскрашенные донца были настолько близки к более поздним расписным, или "намазным", что от них до живописи мастеру оставалось сделать только один шаг — заменить резцы кистью.

   Расписные донца. Местные предания сообщают, замена резца на кисть произошла  в 1870 г., когда в село Косково из Городца приехал опытный живописец, впервые применивший в росписи донец приемы свободной кистевой росписи. Этим мастером был Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в курцевской церкви. Он с первых дней наблюдал за работой курцевских и косковских мужиков. Будучи знакомым с тонкостями и секретами красильного мастерства, научил этому делу местных мастеров. От Огуречникова они узнали, что краску надо готовить не на воде, а на жидком столярном клее, научились варить льняное масло, чтобы оно лучше сохло. Секреты своего мастерства он уступал неохотно и не сразу. Своими руками он показал, как пишутся кони беличьей кистью, нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента — розы, "купавки", которые потом повторялись весьма разнообразно многими мастерами.
   За новое дело мастера принялись охотно, с большим старанием. Расписные донца хорошо были приняты в среде бывших потребителей резных донец. Никто уже не хотел брать донец резных, и их производство через несколько лет прекратилось. Все мастера стремились постичь роспись.
   Переход к расписным изделиям оказался процессом нелегким. Не все получалось, так как переориентировать на роспись нужно было всех мастеров большого промысла.
   Среди мастеров этого периода, полностью перешедших на роспись, можно назвать братьев Лазаря и Антона Мельниковых, Гаврилу Полякова, Терентия Беляева и Игнатия Мазина, братьев Сундуковых, Игнатия Лебедева и Федора Красноярова и многих других. К тому времени работало более 70 мастеров.

Первые расписные донца еще очень напоминали инкрустированные и резные. Однако они были очень разностильными. Со временем ситуация изменилась и в росписи стал вырабатываться единый стиль. Расписывали изделия не по одному, а партиями.
   Первый этап работы состоял в грунтовке донец клеевыми красками. Для этого мастер заготавливал различные колера. Рассортировав донца по качеству изготовления и ширине лопасти, художник приступал к грунтовке. Эту операцию производили только один раз. Каждый ярус, как отмечалось, крылся своим цветом. Колер зависел только от фантазии мастера.

   После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удалял поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивали донце. Основа была готова под роспись.
   Роспись велась такими же красками, приготовленными на клею. Они хранились в глиняных плошках — чебулашках. Краски для росписи составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта. Это позволяло создать сгармонированную цветовую палитру.
   Первым этапом росписи шел "подмалевок". Мастер брал одни цвет и вырисовывал коня, птицу или цветок. Этим цветом он проходил по всей партии донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. И так до тех пор, пока вес донца не были "замалеваны" основными цветовыми пятнами. Далее мастер белилами прописывал места, где должны быть, изображены лица людей и кисти рук. Подмалевком намечали основной сюжет композицию.
   Теперь мастер приступал к "оттеневке". Более темным цветом, чем подмалевок, он наносил мазки на цветы, выделял тычинки, прописывал прожилки листочков.
    Последним этапом была "разживка''. Она выполнялась черным или белым цветом, способствовала оживлению росписи, объединяла все мотивы в целостную композицию.      

    Просушенное после росписи изделие мастер покрывал олифой. Когда она высыхала, изделие было готово па продажу.

   Можно сказать, что в деревнях, разбросанных близ Городца (Ахлебаихи, Репино, Курцево. Косково и др.), сложился единый стиль письма. Это выражалось не только в единстве технологии, но и в определенных требованиях к композиции. Во-первых, это строгое соблюдение уравновешенности как в распределении мотивов, так и в цветовых пятнах. Во-вторых, деление поверхности донца на ярусы. 
   В верхней части донца, как правило, воссоздавался главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались наездники, выезды. Второй ярус — поясок — разделял верхний и нижний ярусы. Там рисовались гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями. Существовали и другие варианты, например в среднем ярусе могла размещаться орнаментальная полоса с изображением птиц или кошек, причем рисунки животных нередко подписывались: "Котъ", "Вася и Мулька". 
   В нижнем ярусе донца композиции были менее насыщены по содержанию, чем в верхней части. Они как бы служили дополнением к главному. Иногда такой строй росписи нарушался. Художник мог изобразить в верхней и нижней части равноценные по сюжету композиции либо более значимую поместить внизу (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Расписное донце прялки

 

   Рядовые донца расписывались по 15-20 штук в день, сюжеты брали незамысловатые, например: всадников около дерева или куст с цветами, одного коня или гуляющих девушек, кавалера.

Композиции "дорогих" прялок изображали самые разнообразные сцены — свадьбы и многолюдные застолья, беседы и встречи барышень и кавалеров, сватовство и парадные выезды. Такие прялки изготавливались по 5-7 штук в день и предназначались для зажиточных крестьян.

   Помимо донец городецкие мастера расписывали и другой товар: детские стульчики, каталки, мочесники.
   В конце XIX в. городецкий промысел переживает упадок, вызванный тем, что дерево, необходимое для заготовки "белья", сильно подорожало. Быстро развивалось мануфактурное производство. В связи с этим появилось много дешевого ситца, который вытеснил ткани, изготавливаемые вручную. Отпала надобность в прялках, гребнях, мочесниках, веретенах — нехитрых орудиях деревенской пряхи.
Еще больше усугубила дело первая мировая война, когда разорялись целыми деревнями и уходили в город искать работу или просить милостыню. В это время промысел практически перестает существовать и попытка восстановить его становится делом весьма нелегким.

В1935 г. Иван Иванович Овешков был направлен для организации в промколхозе имени С. М. Кирова художественной мастерской.

В 1960 г. артель "Стахановец" созданная в 1951 г., из художественной мастерской, преобразовывается в фабрику "Городецкая роспись", а в 1965 г. она объединяется с Городецкой мебельной фабрикой.
    Постепенно складывается новый ассортимент изделий, расписываемый городецкой росписью. Наряду с предметами, используемыми в быту (солонки, комплекты досок, хлебницы, поставки, шкатулки и пр.), появляются чисто декоративные (панно, блюда). Помимо этого фабрика производит и расписывает детскую мебель и игрушки. Особенно знамениты Городецкие конь-качалка и петух-каталка (авторы Е.И. Воронцова и А.Е. Коновалов). Расписываются игрушечные шкафчики, столики и стульчики. Изделия украшенные городецкой росписть представленны на рис.6,7,8.

 

 

Рис.6. Шкатулка украшенная Городецкой росписью

 

 

Рис. 7. Игрушка

 

 

 

Рис. 8. Разделочная доска 

 

 

Виды Композиций Городецкой Росписи

 

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
       цветочная роспись;
       — цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
       — сюжетная роспись.
   Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов.

 

Цветочная роспись


   Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом (рис. 9).

 

 

 

Рис. 9. Цветочная композиция

 

   В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

   «Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.
   «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

  «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях.
   Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.

   «Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

  «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки.
   Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным.        Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

 

 Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».


       Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.

В изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны и ассиметричны (рис. 10).

 

 

Рис.10. Цветочной композиция с изображением птиц

 

Сюжетная роспись


   Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое (рис.11).  

 

 

Рис. 11. Сюжетная композиция

 

   Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен. 
      

 

       Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи

 

   Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев.
В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.

 

  1. Шлифованное изделие  покрывают порозаполнителем, на основе столярного клея, в два слоя с промежуточной сушкой 2 часа. После чего сошлифовывают поднявшийся ворс.
  2. Грунтовка клеемеловым грунтом.        Чтобы придать фону какой-то оттенок, в грунтовку добавляют краску необходимого цвета или сухой пигмент. Для грунтовки можно использовать жидко-разведенный клей ПВА
  3. Роспись производят казеиново-масляными красками. Время сушки красок 2 часа при температуре 18-23°С. При высыхании краски немного светлеют, но покрытие лаком вновь восстанавливает их первоначальный цвет. Другой вариант росписи масляными красками. В учебных заведениях расписывают гуашью. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий — более крупные кисти № 6-8.
  4. Покрытие олифой или лаком (масляным или нитроцеллюлозным). Масляные краски покрываются одним или двумя слоями масляного лака ПФ-283.

 

Источник: http://www.webartplus.narod.ru/index.html

 

Литература:

1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.:ил.

2. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. Выс. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил: ил.