Мозаика

Виды мозаики

 

   Мозаикой (от лат. musivum — посвященное музам)  называется орнаментальное, предметное или сюжетное изображение, набранное из кусочков одного или нескольких материалов на какой-либо поверхности.

   В мозаике могут употребляться самые различные материалы, в том числе и дерево. Мозаика из дерева относится к произведениям декоративно-прикладного искусства. Она служит для отделки предметов нашего быта: мебели, шкатулок и сувениров, наборных композиций, панно, портретов. Используя в работе разные породы древесины, естественную игру цвета и рисунок материала даже одной породы, можно достичь большой выразительности изображения.

   Разновидности мозаики:

  - Блочная мозаика изготавливается из предварительно склеенных блоков различного материала, цвета и сечения, разрезанных поперек на множество тонких одинаковых пластин (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Блочная мозаика

 

  Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия, можно изготавливать изделия из блоков склеенных из различных материалов или пород деревьев.

  Пример изделия изготовленного при помощи блочной мозаике представлен на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Точеный стакан, блочная мозаика

 

   Родина блочной мозаики — Древний Восток. В этой технике выполнялись украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Разновидностью блочной мозаики считается - Чертозианская мозаика.

   Чертозианская мозаика является прототипом блочной, но блоки склеиваются из различных материалов (древесины, кости, рога). В эпоху Возрождения эта мозаика использовалась монастырем Чертоза Павийская в Италии, откуда и получила свое название.

  В Италии и Испании в XV—XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев и кресел (рис. 3), для бордюров, обрамлявших мозаичные панно. Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

 

 

Рис. 3. Кресло украшенное чертозианской мозаикой

 

   Мозаика из дерева может быть выполнена в виде инкрустации, когда вместе с древесиной употребляются другие отделочные материалы, а также в виде интарсии, маркетри если используется для мозаики только древесина.

 

   Инкрустация (от лат. incrustatio — покрываю слоем)  - это мозаичное покрытие какой-либо поверхности набором из одного или нескольких различных материалов. Ее использовали для украшений изделий из дерева слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и камнями-самоцветами (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Дамасская шкатулка из ореха инкрустированная ценными породами дерева и морским перламутром

 

   Все виды инкрустированных работ очень трудоемки. Инкрустация выполняется в технике врезания. По подготовленному рисунку вставки врезают в основу заподлицо с поверхностью без каких-либо щелей. Способ выпиливания вставок и врезания их в плоскость набора впервые применил французский мастер художественной мебели Андре Шарль Буль (1642-1732). Мастерская Буля со временем стала крупным мебельным предприятием. Мебель в стиле «буль» была предметом роскоши и сейчас бережно хранится во многих музеях мира (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Стол с мозаикой работы А.Ш. Буля

 

   Техника «буля» заключается в том, что несколько пластинок из различных материалов одинаковой толщины, например панцирь черепахи и металл, склеивают через бумагу, зажимают струбцинами и по нанесенному на верхней пластинке рисунку выпиливают лобзиком. Выпиленные части пластинок имеют одинаковое изображение в двух вариантах. Вставляя узор из верхней пластинки в фон нижней и наоборот,  можно получить различные наборы для покрытий деталей мебели или шкатулок. Такие узоры назывались «буль» и «контр-буль» (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Узоры «буль» и «контр-буль»

 

   Интарсия – разновидность инкрустации, в которой материалом является только древесина различных пород. В интарсии в массиве изделия выбирается углубление по рисунку на толщину сделанного заранее набора мозаики из тонких пластинок древесины. Готовую мозаику вклеивают в это углубление и тщательно зачищают (рис. 7).

 

 

 

Рис. 7.  Интарсия мореным дубом, донца городецкой прялки из осины

 

   Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV в. работало более 80 мастерских. При изготовление сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины.

   Различают индийскую интарсию, когда контурный орнамент из металла вбивают заподлицо в деревянную основу. Металлические жилки изготавливают из латуни, золотистой или белой бронзы. Сечение жилок имеет вид вытянутого треугольника, толщиной лицевой кромки до 2 мм, высотой до 7 мм. Предварительно на обрабатываемой поверхности делают неглубокие прорези по контуру рисунка.

 

  Набор орнамента из гвоздей, применялась для украшения мебели в романском, готическом стилях, барокко, предметах народного обихода.

    Имитация инкрустации заключается в том, что на поверхности обрабатываемого изделия прорезают канавки и углубления, которые заполняют различными пластическими массами.

  Техника интарсии и инкрустации, очень трудоемки и используются чаще всего реставраторами, которые восстанавливают изделия прежних мастеров

 

   Маркетри (франц. marquer — размечать, расчерчивать) – вид мозаики, составленный из тонких пластинок ценных пород древесины, различных по цвету и текстуре. Изготовленный одновременно фон и орнамент приклеивают на основу. При изготовлении применяют две техники:

1. техника-врезки, когда элемент врезают в фоновый лист шпона;

2. техника-набора элементов фона и орнамента одновременно.

  Мозаика маркетри получила наибольшее распространение при создании различных натюрмортов, сюжетных композиции, пейзажа и портретов.

 

 

Рис.9.  Пейзаж выполненный в технике маркетри

 

 

Рис. 10. Портрет П.П.Бажова выполнен по рисунку Г.А. Повода;

исполнитель Ю.И. Ветошкин

 

   Долгое время мозаику маркетри применялась очень редко. Пиленный шпон был слишком толстым (1.5-2 мм) для вырезания, приходилось использовать технику выпиливания.

   Лишь с появлением станков для производства строганного шпона толщиной 0.7-0.8 мм мозаика маркетри получила широкое распространение в XVII-XVIII в. в странах Западной Европы и России в оформлении интерьеров и мебели (рис.11-12).

 

 

Рис. 11. Бюро украшенное в технике маркетри. XVII в.

 

 

Рис. 12. Бюро работы Н. Васильева

 

   Техники интарсии и маркетри широко использовались и используются в настоящие время при изготовлении художественного мозаичного паркета (рис. 13.).

 

 

 

Рис. 13. Мозаичный паркет

 

   Наборное фанерование отличается от обычного тем, что рубашка составляется из листов и кусочков шпона так, чтобы текстура и цвет древесины образовывали проектируемый рисунок (в елку, в конверт,  и т.д.). Применяется для облицовки мебельных щитов, декоративных панелей (рис. 14-15).

 

 

Рис. 14. Виды фигурного набора облицовок: а- в елку; б,г – крестом; в – в шашку; д – в конверт; е-з – в фриз; и – в круг; к – в овал; л – в рамку

 

 

Рис. 15. Филенки стеллажа, декорированные наборным фанерованием

 

Построение композиции. Работа с рисунком.

 

   На творческий процесс выполнения данной работы влияют многие факторы. Это сложность замысла, композиционное построение изображения, применяемый материал его цвет и текстура. Латинский термин «compositio» означает составление, сочинение. Понятия рисунок и композиция – неразделимы. Выполняя рисунок, мы одновременно строим композиционное изображение.

   При выборе рисунка для маркетри надо помнить следующее:

   в рисунке должны быть четкость силуэта, лаконичность формы и цвета, условность манеры письма;

   изображение должно служить украшением для помещений или предметов быта (панно, мебель, шкатулки и т.д.);

   выбирая или рисуя рисунок для мозаики, следует продумать его характер, соответствие его назначению, размеры и вид композиции, учесть ассортимент имеющихся пород древесины.

 

   Существуют два пути выполнения композиции в маркетри.

 

   В первом в основу берется текстура разных пород деревьев. Например, сучок, напоминающий сказочный образ лешего или волны моря на тангентальном шпоне ясеня. Врезать несколько вставок в такой лист и рисунок оживет (рис. 16.).

 

 

 

Рис. 16. Сюжет, подсказанный текстурой древесины:

а – древесин ясеня; б- контурный рисунок; в – готовый набор

 

   Второй путь самостоятельное формирование композиции используя цветовое богатство и текстуру древесины. Этот путь является основным при разработке большинства сюжетов (рис. 17). Рисунок для маркетри должен иметь четкие контуры и различные цветовые тона смежных элементов. Непосредственно для работы необходимо иметь рабочий рисунок на котором будет формироваться мозаичный набор.

 

 

Рис. 17. Рисунок для маркетри: а- штриховой; б – контурный в цвете;

 в – контурный рабочий

 

   В композиции все должно быть подчинено идее замысла и восприниматься как одно целое. Композиционный центр выделяют масштабностью, объемом, освещенностью, цветом и т.д. иногда вокруг основного элемента изображения оставляют фоновое пространство, чтобы акцентировать внимание на данное изображение. При формировании композиции необходимо учитывать и использовать, для выявление художественного замысла, текстуру и цвет шпона различных пород. 

Инструмент для маркетри 

   Основной инструмент для маркетри нож-косяк (рис. 18).

 

 

 

Рис. 18. Ножи для выполнения мозаичных работ

 

   Угол заточки лезвия 20-25° и толщиной до1.5 мм. тыльный конец деревянной ручки необходимо резать под углом  30-35° для приглаживания гуммированной ленты.

 

Выполнение мозаики в технике маркетри 

  1. Перенести рисунок на лист плотной бумаги или фоновый лист шпона.
  2. Вырезать ножом контур фрагмента рисунка. Нож надо держать как карандаш, с наклоном по направлению движения, срез должен быть строго перпендикулярным к плоскости шпона. Левая рука не должна находиться на пути движения ножа, во избежание травм, в случае его срыва.
  3. Под вырезанное «окно» в фоне подложить шпон другой породы, подобрать нужное направление волокон, рисунок текстуры и цвет.
  4. Обвести кончиком ножа кромки вырезанного окна на подложенном куске шпона. Нож надо держать вертикально, чтобы его след дал точную копию вырезаемого фрагмента (рис. 19).

 

Рис. 19. Положение ножа при вырезании элементов: а – при вырезании гнезда; б – при зачерчивании контура вставки; в – при вырезании вставки

 

  1. Вырезать фрагмент рисунка по намеченному контуру.
  2. Вставить фрагмент рисунка на место в фоне и приклеить узкими полосками гуммированной ленты смоченной влажной поролоновой губкой.

      Последовательность выполнения работы представлена на рис. 20.

 

 

Рис. 20. Этапы выполнения вставок: а – контур вставки, нанесенный на фоновый шпон или бумагу; б – вырезанное гнездо; в – шпон для вставки; г – контур вставки на шпоне, вставка вырезана; д – вставка, соединенная с фоном

     

 

   При изготовлении набора из разных, но простых по форме и повторяющихся геометрических фигур (рис. 21), можно применить способ наклеивания элементов набора на бумагу.

 

 

Рис. 21. Набор из повторяющихся геометрических фигур: а – рисунок набора; б – детали мозаики; в – порядок выполнения набора

 

   Для этой цели используют тонкую бумагу на которую поочередно наклеивают на глютиновый клей отдельные элементы вырезанные из шпона.

   Этот способ выполнения мозаичного набора наиболее прост, но не обеспечивает высокого качества соединения деталей между собой.

   В законченной работе на обратной стороне составленного рисунка видно его зеркальное изображение.

   Сформированный рисунок нужно наклеить на основу из ДСтП или  толстой фанеры, этот процесс называется фанерованием. Запрессовку проводят в гидравлическом или винтовом прессе, холодным или горячим способом. При холодном способе используют клей ПВА (выдержка под давлением  4-5 часов, технологическая выдержка 24 часа), при горячем карбомидофармальдегидные клеи (выдержка под давлением 2 - 4 мин.).

   После технологической выдержки мозаичный набор очищают от гуммированной ленты при помощи цикли и шлифуют.

    Шлифованные наборы отделывают прозрачными лаками кистью или краскораспылителем.

 

Оборудование и приспособление для серийного производства

мозаичных наборов

 

   Для предварительного раскроя шпона, нарезания полосок поперек волокон и получения прямолинейных геометрических фигур используют гильотиные ножницы или резак-гильотину.

    Для изготовления деталей криволинейных форм  применяют шаблоны из оргстекла толщиной 3 мм.

   Более производительным и точным способом изготовления деталей мозаики является штампование. Этот способ аналогичен резанию ножницами. Два резца с замкнутым контуром взаимодействуют один с другим (рис. 22, а). С  помощью пуансона материал вдвигается в матрицу, происходит скалывание и отделение детали. Вырезанная деталь падает в отверстие матрицы, а отходы снимаются с пуансона жестким съемником. Для получения лучшего качества поверхности разреза зазор между пуансоном и матрицей должен быть не более 0.03-0.05 мм. Угол заострения неподвижной матрицы β1=30º, а подвижного пуансона β2 =75º.

 

 

Рис. 22. Схемы штампования:

 а-с помощью матрицы и пуансона; б- без матрицы; в- без пуансона

 

   Штамповать тонкие листовые материалы можно без матрицы на деревянной плите (рис.22, б), или без пуансона, роль которого выполняет резиновая прокладка (рис. 22, в). Применение той или иной схемы штампования зависит от необходимого усилия, которое определяется габаритными размерами вырезаемой детали, толщиной и механическими свойствами штампуемого материала, формой и состоянием режущих кромок пуансона и матрицы.

   При изготовлении мелких деталей несложной формы штамповку производят вручную ударом киянки. Штампы просечки изготавливают из твердой быстрорежущей стали Р9, Р18 и затачивают с внешней стороны (рис. 23).

 

 

 

Рис. 23. Штампы-просечки

 

   Для получения деталей больших размеров и сложных форм применяют штамповочные прессы с пуансоном и матрицей, имеющие кривошипно-шатунный механизм на консольном конце рабочего вала.

   Схема штамповочного пресса показана на рис. 24.

 

 

Рис. 24. Схема штамповочного пресса:

1-    стол; 2- матрица; 3- кривошипно-шатунный механизм; 4- ползун; 5- направляющие; 6- пуансон

 

   Рабочий ползун 4 пресса перемещается по направляющим 5 с помощью кривошипно-шатунного механизма 3. пуансон 6 на ползуне при рабочем движении действует на штампуемый материал, лежащий на матрице 2, которая закреплена на столе 1. Приводной механизм пресса снабжен маховиком, который, вращаясь, создает необходимое усилие для просечки материала.

 

Лазерная резка

 

   Использование современной технологии лазерной резки позволят в настоящие время автоматизировать процесс получение элементов для мозаичных наборов.

   Лазерная резка – это современный способ раскроя различных материалов, она открывает неограниченные возможности для изготовления изделий сложных форм, в том числе эксклюзивного дизайна. К тому же, лазерная резка не требует высоких денежных затрат: независимо от количества деталей, цена на них будет практически одинаковая.

  В основе лазерной обработки лежит простой научный факт: лазерный луч можно сконцентрировать на поверхности материала в пятно диаметром в десятые доли миллиметра. Если при этом лазер обладает достаточной мощностью, то происходит расплавление, испарение, разрушение, изменение структуры материала. Для превращения лазерного луча в инструмент, на его пути на расстоянии нескольких сантиметров от поверхности обрабатываемого материала ставится фокусирующая линза. Общий вид лазерного станка представлен на рис. 25.

 

 

Рис. 25. Лазерный станок

 

   Фигурная резка древесных материалов на лазерных станках широко используется на многих малых предприятиях при изготовлении наличников, карнизов, кронштейнов, мебели и кухонных изделий, шкатулок, сувениров и художественных изделий, эмблем и товарных знаков из драгоценных пород дерева (рис. 26). Раскрой материалов из доски, фанеры, древесно-стружечных плит толщиной до 40 ммосуществляется по сложному программируемому контуру при скорости реза до 3 м/мин. Особый интерес представляет при этом изготовление художественного инкрустированного паркета.

 

 

Рис. 26. Работы выполненные в технике маркетри с применением лазера исполнитель  Шимон Л.

 

Литература 

  1. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высш. школа, 1978. 140 с.
  2. Мухин Б.И. Изготовление деревянной мозаики. Л.: Стройиздат, 1989. 144 с.
  3. Коноваленко А.М. Мозаика из дерева. К.: Рад. шк., 1987. 80 с.
  4. Ветошкин Ю.И., Старцев В.М., Задимидько В.Т.  Деревянные художества: учеб. пособие. Екатеринбург:

    Урал. гос. лесотехн. ун-т. 2012.