Мезенская

Мезенская (Палащельская) роспись

 

   Мезе́нская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

 

 

 

Короб из бересты украшенный мезенской росписью

 

   По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента.

 

 

Композиция мезенской росписи

 

   В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в начале ХХ в. по подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.

   В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

   Мезенская роспись писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой (тиской) которой наносили красную краску и пером тетерева или глухаря делали чёрную обводку.

   Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

   Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

 

 

Лопасть палащельской прялки

 

   На маковках прялки, как правило, изображены "уточки" или "курочки", затем "бердо" - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной ринадлежностью ткацкого станка. Далее- ряд "уточек" и снова "бердо" в окружении "уточек". Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

  С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях.

Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

 

  

Пример жанровой композиции

 

   Знаки первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня — занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.

 

 

Элементы мезенской росписи

 

   В настоящее время мезенской росписью украшают различные сувениры, мебель, игрушки.

 

   
Матрешки Шкатулка
   
   
Конь-качалка Табурет
   

 

Источник:

http://www.kudesa.ru/masterklassy/mezenskaya-rospis.html

http://dekor.nm.ru/Mezen/Mezen.htm

http://www.webartplus.narod.ru/folk176.html

Литература:

1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.:ил.