Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Характеризуется выбиранием или углублением фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм.
В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей при одинаковой глубине фона.
Плоскорельефная резьба дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением животных, птиц и человека.
Плоскости орнамента могут быть (рис. 1):
1-вогнутыми;
2-прямыми;
3-выпуклыми
Рис. 1. Плоскости орнамента в плоскорельефной резьбе
Фон в плоскорельефной резьбе бывает (рис. 2):
- Заоваленный (а). Резьба с заоваленным контуром или фоном является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. Напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранным выемок, немного заоваленных.
- Подушечный (б). Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминают подушечки.
- Выбранный (в). Резьба с выбранным фоном выполняется также, как и резьба с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.
- Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.
- Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, похож на резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, чтофон заходит под орнамент.
Рис. 2. Виды фона в плоскорельефной резьбе
Можно выделить разновидности плоскорельефной резьбы такие как:
Ажурная ( прорезная ) резьба. Фон узора выбирается полностью сквозным выпиливанием или высверливанием (рис. 3). В технике ажурной резьбы выполнены наличники, карнизы, ставни, причелины, ветреницы, подкрылки в русских и белорусских избах.
Рис. 3. Декоративное панно выполненное в технике ажурной резьбы
Накладная резьба. Это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной плоскости.
Техника выполнения плоскорельефной резьбы
Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.
Резьба начинается с надреза ножом-косяком по контуру рисунка (рис. 4), затем следует подрезка со стороны фона.
Рис. 4. Выполнение резьбы с заоваленным контуром
( стрелками показано направление движения инструмента):
а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура.
После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. В результате получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.
Выполнение плоскорельефной резьбы с выбранным фоном.
По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона (рис. 5).
Рис. 5. Выполнение резьбы с выбранным фоном
Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура орнамента. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками.
При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки.
Осовной инструмент для выполнения плоскорельефной резьбы: нож-косяк, полукруглые стамески различной ширины.
Плоскорельефная резьба широко применялась и применяется для украшения мебели, различных сувениров, в домовой и интерьерной резьбе.
Изделия и панно изготовленные с применением плоскорельефной резьбы представлены на фотографиях:
Шкафчик с элементами плоскорельефной и ажурной резьбы
Панно с сюжетной композицией
Декоративное панно
Литература:
1. Буриков В. Г., Власов В.Н. Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.
2. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2002. – 136 с.: ил.