Выжигание

Выжигание 

   Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

  Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

   В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.

  В наше время применяют многие способы выжигания: пирографию (горячее рисование), пиротипию (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

 

Пирография

 

   Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование», выполняется вручную раскаленным металлическим штифтом-иглой.

   В конце XIX-начале XX вв. для пирографии использовали хирургический аппарат Paquelin.

   Аппарат Paquelin, как видно на рисунке, состоит из склянки, закрытой пробкой, имеющей два отверстия, к которым приделаны резиновые трубки, оканчивающиеся с одной стороны двойным резиновым шаром для вдувания воздуха (один шар, толстостенный, снабжен клапанами, а другой, тонкостенный, обтянут сеткою и служит резервуаром сжатого воздуха, нагоняемого в него при сжимании первого шара), с другой — платиновым наконечником, ввинченным в деревянную ручку.

 

 

Прибор для выжигания по дереву

 

   Склянка наполняется наполовину бензином; в правой руке держат за деревянную ручку платиновый наконечник и нагревают его на спиртовой лампочке до красного каления, а левой рукой слегка и равномерно нажимают толстостенный резиновый шар. Воздух вдувается в склянку, пары бензина смешиваются с воздухом и, проходя через резиновую трубку, входят в платиновый наконечник через маленькое отверстие, находящееся внутри наконечника, и, сгорая, сохраняют в нем силу огня. Как только перестают нажимать резиновый шар, огонь гаснет и наконечник быстро охлаждается. Этим накаленным наконечником пользуются как карандашом или пером и при помощи него выжигают по дереву всевозможные рисунки. Сначала весьма трудно привыкнуть к сильно накаленному наконечнику, но при известном навыке и искусстве можно регулировать силу огня, усиливая накаливание там, где требуются сильные эффекты, резкие контуры и где необходимо выжигать поглубже, и умеряя его для тонких линий и легких оттенков или полутеней. Для той же цели употребляются более или менее толстые наконечники.

   В настоящие время для выполнения пирографических рисунков можно воспользоваться электрическим пирографом (электровыжигатель) с проволочными штифтами. Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки (Ø 0,3-1,5 мм).

 

 

Электровыжигатель

 

   Для выполнения простых узоров, не требующих тонких линий и светотени, можно использовать – покер. Покер выжигает на дереве четкие, резкие линии. К покеру прилагается набор сменных насадок: иглы для выжигания линий, плоские наконечники для фона и фигурные насадки.

 

 

Покер с набором насадок

 

   Пирографией пользуются для декорирования детской мебели, сувениров, посуды, бытовой утвари. Пирография по дереву является одним из самых популярных видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира.

 

Правила безопасной работы электровыжигательными приборами.

 

 1. Перед работой расправьте провода выжигательного прибора и постоянно следите, чтобы они не закручивались.

 2. Не работайте электровыжмгательным прибором больше двух часов подряд. Каждые 30—40 минут делайте перерывы и проветривайте помещение.

 3. Для работы выбирайте самое светлое время дня. В вечернее время позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева.

 4. Если вы допустили небольшую ошибку, воспользуйтесь лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Старайтесь пользоваться ею как можно меньше.

 5. При работе берегите поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложите чистый лист бумаги.

 

Пиротипия

 

   Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей. Для нанесения рисунка на древесину штамп нагревают до 150-170 ºС.

   На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию.

 

 

Штампы для пиротипии: 1-устройство штемпеленй со съемными наконечниками и расположение их на подставке; 2- фрагменты разверток наконечников и стадии изготовления одного из них; 3- штампики из прямых трубок; 4- штампики из трубок с выступами, отогнутыми под прямыми углами к боковым поверхностям.

 

   Кроме различных штампов можно использовать прокатку по обрабатываемой поверхности полых металлических, бронзовых или медных барабанов нагретых до 150-170 ºС. Вращающиеся пустотелые барабаны обогреваются изнутри, а негативные формы для отпечатков рисунков, подлежащих выжиганию, гравируют на сменных цилиндрах или кольцах большего диаметра надеваемых на барабан. Нагревания барабана и давление его на обрабатываемую поверхность регулируют. Ускоряя или замедляя скорость подачи деталей под барабан, достигают получения разнообразных тонов и оттенков коричневого цвета в окраске фона или рисунка древесины.

   Диаметр барабана в зависимости от размеров обрабатываемой заготовки может быть до 500 мм.

   Гуцульские мастера широко используют кроме штемпелей – накатки. Накатки изготавливают из зубчатых колесиков закрепленных на конце вилкообразного держателя.

 

 

Накатки и оттиски получаемые с их помощью: 1- с вращающимся зубчатым колесом; 2- сегментные

 

   Пиротипией часто обрабатывали и обрабатывают изделия из бересты, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

 

 

Точенные изделия украшенные орнаментом выполненным пиротипией

 

Выжигание открытым пламенем

 

   Выжигание открытым пламенем делают с помощью паяльной лампы, в результате такой обработки на поверхности древесины остаются расплывчатые желто-коричневые полосы.

 

   Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревле мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

   Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

 

   Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

    При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

   С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

    Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

    Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

   При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

  Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

    Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

 

Обработка в горячем песке

 

   Чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

 

Выжигание на солнце увеличительным стеклом

 

  Пирографию можно выполнять с помощью собирающей линзы. Это делается в солнечную погоду. В качестве обрабатываемой поверхности берётся деревянная доска, фанера, пластмасса или другой подобный материал. Для выжигания линза располагается таким образом, чтобы солнечные лучи сфокусировались на обрабатываемой поверхности. Затем линзу передвигают так, чтобы яркое пятно перемещалось по поверхности, оставляя линии. Необходимый размер линзы зависит от облачности и высоты нахождения Солнца над горизонтом — чем больше линза, тем сильнее она выжигает. Обычно годится линза диаметром от 5 сантиметров. Но слишком большая неудобна, потому что может привести к возгоранию поверхности.

 

Выжигание кислотами

 

   Под воздействием кислоты древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла.

   Для выжигания кислотами наиболее подходящим материалом будут твердые лиственные породы - каштан и груша. Отшлифованную поверхность заготовки поверхность покрывают слоем парафина или воска. На затвердевшем покрытии выскабливают конуры будущего рисунка, затем всю поверхность смачивают с помощью травяной щетки крепкой серной кислотой. Выдерживают 0,5-2 ч. в зависимости от требуемой интенсивности цвета. Остатки серной кислоты смываются скипидаром или мыльной водой, воск соскабливается. Парафин или воск играют защитную роль, поэтому в покрытых ими местах древесина остается нетронутой, а в местах, где снят защитный покров, проявится коричневый рисунок. После просушки разрушенные кислотой частицы удаляют сначала металлической щеткой, а затем волосяной. Для окончательного удаления кислоты всю поверхность выжженной доски смачивают нашатырным спиртом.

    Выжигание кислотами можно вести и на темных дощечках, протравленных в коричневый или черный цвет. В этом случае выжженный рисунок будет светлее фона доски.

   Для того, чтобы получить коричневый цвет, поверхность доски или фанерки травят раствором, состоящим из одной весовой части марганцевокислого калия и 20 весовых частей теплой воды. После того, как древесина окончательно просохнет, на поверхность доски любым способом наносят рисунок. Затем, взяв 3 %-ный раствор лимонной кислоты, кистями и обыкновенными стальными перьями наносят кислоту на рисунок. В тех местах, где был нанесен раствор лимонной кислоты, образуются светлые места, так как раствор кислоты уничтожит частицы краски.

   Наносить растворы кислот на поверхность доски следует, работая только в резиновых перчатках. Чтобы нейтрализовать кислоту, попавшую на кожу или окружающие предметы, нужно всегда иметь под руками раствор питьевой соды и воду. Работы производить в проветриваемом помещении.

 

Выжигание трением

 

   Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

 

Приемы выжигания

 

   Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида: контурное, силуэтное и живописное или художественное.

  Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.

 

  Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы.

 

 

Бондарные изделия украшенные контурным выжиганием

Работа Ветошкина Ю.И., Старцева В.М.

 

   Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

 

   Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

   Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

   Силуэтное выжигание может быть прямым и негативным. При прямом силуэтном выжиганиии изображение имеет темный цвет, а фон остается светлым. При негативном выжигании изображение остается светлым, а фон затемняется.

 

 

Пример прямого силуэтного выжигания

Работа Ольги Брусничкиной

 

 

Пример негативного силуэтного выжигания

Продукция ООО Фламма

 

   Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Однако ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

 

 

Портрет М.Ю. Лермонтова

Работа Табуркина А.В.

 

   Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

 

    Выжженный рисунок при необходимости можно раскрасить. Для раскраски дерева применяют акварельные, гуашевые, масляные краски, темперу, тушь, анилиновые красители.

 

 

Матрешка. Выжигание и роспись

 

   Для выжигания предпочтительно применять мягкую древесину лиственных пород — осину, липу, ольху, тополь. Древесина береза и березовая фанера  также является доступным и пригодным материалом для выжигания.

   Известно, что древесина одних пород воспламеняется уже при температуре 150° С, а для других этот порог значительно выше и доходит до 250°С. Например, мягкая древесина липы воспламеняется при более низкой температуре, чем бук или береза. Поэтому выжигать на мягкой древесине намного легче и быстрее, чем на твердой. Достаточно легкого прикосновения раскаленного штифта к поверхности древесины, чтобы получился глубокий и выразительный след.

 

Лазерная резка

 

   Лазерная резка – это современный способ раскроя различных материалов, она открывает неограниченные возможности для изготовления изделий сложных форм, в том числе эксклюзивного дизайна. Лазерный луч можно сконцентрировать на поверхности материала в пятно диаметром в десятые доли миллиметра. Если при этом лазер обладает достаточной мощностью, то происходит расплавление, испарение, разрушение, изменение структуры материала. Для превращения лазерного луча в инструмент, на его пути на расстоянии нескольких сантиметров от поверхности обрабатываемого материала ставится фокусирующая линза. Перемещения лазера осуществляется при помощи ЧПУ.

  Этот процесс широко используется на многих малых предприятиях при изготовлении наличников, карнизов, кронштейнов, мебели и кухонных изделий, шкатулок, сувениров и художественных изделий, эмблем и товарных знаков из драгоценных пород дерева.

На лазерном оборудования возможно изготавливать и декорировать изделия и заготовки пирографией. Программное обеспечение позволяет делать работы высокого качества, с большой скоростью, что актуально для серийного производства. Рисунок можно сделать практически с любой фотографии.

 

 

Изображение выполненное на лазерном станке

 

Источники:

 

http://inmanus.3dn.ru/publ/vyzhiganie_po_derevu/4-1-0-88

 

http://www.bestreferat.ru/referat-111795.html

 

http://www.patlah.ru

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/125671/Выжигание

 

http://www.modernlib.ru/books/svetlana_yurevna_raschupkina/vizhiganie_po_derevu/read_1/

 

http://www.bibliotekar.ru/krasota/10.htm

 

Литература:

 

1. Ветошкин Ю.И., Газеев М.В., Цой Ю.И. Специальные виды отделки: учеб. Пособие.- Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008.-129 с.

 

2. Дэниел Райт. Искусство выжигания по дереву. Перевод и издание на русском языке Издательская группа «Контэнт», 2005

 

3. Федотов Г.Я. Бондарное дело.-М.: Культура и традиции, 2000.-248 с.:ил.

 

4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.