Часовни
Часовни во множестве строили в маленьких, удаленных деревнях и селах, на распутье дорог, кладбищах, в священных рощах. Священника в часовне не было, поэтому службу по праздникам вели сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Придорожная часовня у деревни Змиево. XVII в. Архангельская область
Главное отличие часовни от церкви - отсутствие алтаря. Строили крестьяне часовни по своему вкусу и разумению, именно поэтому наибольшему гонению и уничтожению подверглись они в последствии в XVII-XVIII вв. Однако в конце XVIII в. решение о запрете строительства церквей и разрушении старых было отменено. С этого времени к часовням начали пристраивать шатровые звонницы, что придавало им более живописный вид.
Самая простая по форме часовня представляет собой невысокий сруб крытый двухскатной кровлей увенчанной небольшой главкой или одним крестом. Часовни ставились на подклеты, обстраивались галереями, обычными и висячими, пристроенная трапезная венчалась шатровой звонницей.
Часовня из деревни Мамонов Остров. XVIII в. Архангельская область.
Большое распространение часовни получили в северных областях России. В архитектурном пейзаже небольших северных деревень часовни играли такую же роль, как церкви в селах. Выделяясь на однообразном фоне жилой застройки необычными формами, они вносили элемент красоты, разнообразия и пространственной организации.
Часовня из деревни Кашира. XVIII в. Новгородская область.
Большинство часовень Олонецкого края (Заонежье), прошли два этапа строительства. Первоначально они представляли собой клетские часовни состоящие из двух смежных частей – самой часовни и трапезной с крыльцом. Время первого этапа строительства относится к XVII в. Второй этап строительства относится к XVIII в. это время перестройки часовень и надстройки шатровых колоколен. К числу подобных памятников относятся часовни в деревнях Корба, Васильево, Волкостров, Воробьи, Подъельники, Усть-Яндома, Леликозеро. Несмотря на однотипность всех часовень, их архитектурные формы, композиция и художественные образы очень различны.
Часовня из деревни Леликозеро. ХVII-ХVIII вв. Карелия.
На Урале кроме обычных клетских часовень, были распространены часовни с пристроенными колокольнями, имеющие шпилеобразное завершение, распространенное в каменном зодчестве (часовня из деревни Кокшарова, Карпова, Пальники). Сохранившиеся часовни Урала во многом отличаются от часовень северных областей европейской части страны. Фасады многих уральских часовень обшиты тесом и покрашены, купола вместо лемеха покрыты железом, оконные проемы обрамлены наличниками.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких из деревни Кокшарова. XVIII в. Урал.
По мимо клетских часовень на территории Росси сохранилось несколько восьмигранных в плане часовень. Казанская часовня (Костромская обл.), часовня из села Сокольники (Московская обл.), часовня Александра Невского из села Останино (Свердловская обл.) и другие. Все часовни совершенно различны по своему архитектурно-художественному облику.
Казанская часовня. Солигалический район.
Уникальной является единственная сохранившаяся ярусная часовня перевезенная в Костромской музей деревянного зодчества.
Ярусная часовня. Костромская область.
Большое распространение имели придорожные крест-часовни которыми в старину отмечали различные пункты, имевшие особое значение: места нахождения явленных икон, сгоревших и упраздненных церквей, у околиц, у въездов на мосты, на перекрестке дорог.
Придорожная крест-часовня
Подобные часовни были в виде столба с иконой крытого двухскатной крышей увенчанной крестом, установленного на столб небольшого ящика для приношений или большого креста которого достаточно часто устанавливали в своеобразную беседку четырех или восьмиугольной формы, крытую двухскатной кровлей или шатром.
Поклонный крест из деревни Чуйнаволок. 1763 г. Карелия.
Уникальны по своей конструкции поженные часовни. Названия часовни идет от лугов затопляемых вешней водой («пожни»), что заставляло поднимать высоко над землей постройки. Поженные часовенки ставили на особых срубах которые придавали им очень живописный вид.
Поженная часовня. Деревня Житнуха. 1727 г. Вологодская губерния.
По Ф.Н. Бергу
Все мастерство, смекалка, народных мастеров вылилось именно в постройке самых значимых и красивых строений – храмов и часовен, которые всегда были центром селений и играли важную роль в зрительном восприятии деревни или села.
Литература:
1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.
2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.
3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – Л., 1981. 128 с., ил.
4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.