Колокольни
Изначально, с принятием христианства и постройки первых храмов на Руси, вместо колоколов использовали, пришедши из Византии била или клепала. Било великое – представляло деревянную доску, которая подвешивалась к козлам или в специальные башенки – бильницы. Било малое – делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами, посредине делался перехват, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге. Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, по форме напоминавшие колокола.
Било большое, било малое
Самый древний вид колокольни – «звонница». Первые звонницы делали из брусьев в форме буквы «Г» или «П».
Простейшие русские звонницы на деревянных козлах. По Олеарию
Более поздние звонницы представляли собой врытый в землю ряд столбов с перекладиной для колоколов крытый двухскатной крышей.
Многопролетная звонница на столбах
Широкое распространение в России колокола получили в XV веке, к этому времени относится появление квадратных в плане колоколен, которые вышли из четырех угольных звонниц (звонница в селе Усть-Паденге).
Звонница и церковь села Усть-Паденга
Следующим этапом развития сооружения для колоколов являются колокольни «о пяти столбах» с открытым каркасом (с. Кимжа), причем столбы образуют не призму, а усеченную пирамиду. Подобные колокольни делались «о девяти столбах», из которых восемь располагались в вершинах углов и по середине сторон квадрата, а девятый в центре плана.
Звонница в Кимже. 1763 г. Фото Ф. Каликина
Основу звонницы с. Кимжа составляют четыре столба по периметру образующие усеченную пирамиду и центральный, осевой столб. Венчает колокольню восьмигранный шатер с широкими полицами с главкой. Колокольня имеет две площадки огороженные перилами с резными тесовыми балясинами, большинство которых на фотографии уже нет.
Колокольня «о девяти столбах», такие колокольни были более устойчивыми по сравнению с пяти столбами. Примером такой конструкции может служить колокольня в с. Ракулы. Столбы Ракульской колокольни были укрыты срубом, а позже обшиты тесом. Венчает площадку звона пять шатров с главками. Под шатром, как и у звонницы в Кимже помещена декоративная решетка из тонких брусков.
Колокольня в селе Ракулы. Конец XVII начало XVIII века. По В. Суслову
Восьмигранные колокольни появились в конце XVI в., ставились они отдельно от церкви, обычно на юго-восточной или северо-западной стороне. Основание их составлял сруб в виде восьмерика иногда сходящийся к верху (колокольня в Цывозере, колокольня церкви Спаса на Рене, колокольня Ниже-Уфтугского погоста).
Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста. XVII в. По В. Суслову
Колокольня села Цывозеро. 1658 г.
Восьмерик нередко делился на ярусы карнизами и стоял на четверике различной высоты (колокольня в селе Кулига Дракованова). Сруб скрывал каркас колокольни, состоявший из 4-х, 8-ми или 16-и вертикальных или наклонных к центру бревен, концы бревен зарывались в землю. Нижние концы бревен часто загнивали, поэтому вертикальные столбы стали устанавливать на балки, врубленные в стены в нижней части сруба (колокольня села Унежма).
Колокольня села Унежма. По В. Суслову
Внутренние столбы возвышались над срубом, образуя открытую площадку над которой навешивали колокола. Завершалась колокольня обычно шатром с барабаном и главкой.
Колокольня села Кулига Дракованова. Начало XVII в.
Изменения подобного типа колокольни сводилось к увеличению высоты четверика, который в поздних колокольнях имеет одинаковую с восьмериком высоту, а иногда и превосходит его (Колокольни села Кушерка, Унежма, Кожского и Кижского погоста).
Колокольня села Кушерка. 1854 г.
Литература:
1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.
2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.
3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – Л., 1981. 128 с., ил.
4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.