Многоглавые храмы
Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм (Никольская церковь села Бережная Дубрава).
Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г.
Другим менее удачным решением являются Ильинская церковь в Чухчерьме и Сретенская церковь в Заостровье.
Сретенская церковь. Село Заостровье.1688 г.
Обе церкви похожи друг на друга. Их центральные части представляют собой грузный массивный сруб крытый на четыре ската, над ним высится шатер служащий подножьем для центральной главы, вокруг которого расположены по периметру восемь глав.
Девятиглавие ставилось и на шатровые храмы типа восьмерик на четверике с алтарем и трапезной, когда в место шатра восьмерик завершался плоской крышей на восемь скатов, над которой высились девять глав поставленные на пьедесталы (Покровская церковь погоста Кижи).
В основе архитектурной композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма - «восьмерик на четверике с трапезной». Все помещения церкви одинаковой ширины, образую в плане вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. С запада в церковь ведет ассиметричное одномаршевое крыльцо с резными столбиками.
На восьмерике под плавным повалом сделан декоративный пояс из резных треугольных фронтонов скрывающих лотки для отвода воды от стен сруба. Такие фронтонные пояса-ожерелья характерны только для прионежского деревянного зодчества.
Вместо традиционного шатра венчающего подобные храмы, на восьмерике установлены девять глав (в память о девяти угодниках) на небольших восьмериках рубленных «в обло».
Покровская церковь. Погост Кижи. Карелия. 1764 г.
Таким же образом реализовывалось и пятиглавие (Богоявленская церковь Лядинского погоста).
Существенно отличаются от них многоглавые церкви XVIII в., они не вписываются не в какие каноны и представляют собой несравненную сказку куполов. Всего известно два таких храма: утраченная двадцатичетырехглавая Покровская церковь в селе Анхимово (Вытегорский погост 1708 г.) и дошедшая до нас знаменитая двадцатидвухглавая Преображенская церковь Кижского погоста (1714 г.). В обоих церквях использован традиционный конструктивный прем двадцатистенка – восьмерика с четырьмя прирубами. Прирубы имеют ступенчатое завершение с покрытием бочками, размещенными одна над другой. Каждая бочка несет на себе главку на круглом барабане.
Покровская церковь в селе Анхимово близ Вытегры является предшественницей Преображенской церкви Кижского погоста.
В основании церкви лежит традиционный «двадцатистенок», т.е. восьмерик с четырьмя прирубами. Прирубы имели ступенчатое завершение крытое бочками на которых установлены главы на круглых барабанах. Они составляли первый и второй ярус. Основной объем храма состоит из двух восьмериков: нижний завершается ожерельем из восьми бочек тоже увенчаных главами составлявших третий ярус, верхний значительно меньших размеров, крещатой бочкой с пятиглавием, четвертый и пятый ярус.
На востоке церковь имела три алтарных прируба имеющих бочечное завершение на котором поставлены главки. Всего двадцать четыре главы венчают Покровскую церковь.
С западной стороны храм опоясывает крытая галерея, на которую ведет дувсходное крыльцо с рундуками.
Церковь сгорела от удара молнии в 1962 г. В начале XXI в. церковь востановили под Петербургом.
Покровская церковь. Вытегорский погост. Вологодская область. 1708 г.
Новострой XXI в.
Преображенская церковь погоста Кижи самый величественный памятник русского деревянного зодчества. Игорь Грабарь назвал ее «несравненной сказкой куполов». Церковь представляет собой ступенчатую многоглавую композицию венчают которую двадцать две главы. В основании церкви лежит традиционный «двадцатистенок», т. е. восьмерик с четырьмя прирубами, примыкающими к его четырем взаимно противоположным граням. Центральная часть храма состоит из трех восьмериков стоящих друг на друге, прирубы также имеют ступенчатое построение. Завершают прирубы и восьмерики бочки с широкими полицами, на которых установлены главы, верхний восьмерик венчает центральная глава, всего получается пять ярусов куполов. Все бочки и купола покрыты осиновым лемехом. С востока к церкви прирублен пятигранный алтарь завершающийся бочкой с главкой. С запада храм охватывает рубленная из бревен галерея - сени, здесь отдыхали и дожидались службы приезжие прихожане. В церковь ведет двухвсходное висячие крыльцо с резными столбами.
Преображенская церковь. Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
Литература:
1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.
2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.
3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – Л., 1981. 128 с., ил.
4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.