Шатровые церкви

Шатровые церкви

   Первое изображение подобия шатровой церкви относится к XII в. встречается в одной псковской летописи. Достаточно ясные очертания шатровых церквей сохранились на иконах XIV в. Шатровое покрытие давало возможность придать зданию высоту, считавшуюся в глазах русского человека одним из признаков красоты здания, особенно в условиях равнинного пейзажа.

   Древние шатровые храмы вряд ли могли сильно отличаться от клетских церквей. Первые восьмерики и венчающие их шатры имели небольшую высоту и напоминали больше колпаки нежели величественные шатры.

 

   По композиционному решению шатровые храмы можно разделить на семь типов:

 

   Первый тип. Самый простой первоначальный тип шатрового храма считается шатер на четверике, подобные постройки до нас не дошли. Аналогом такого храма может служить Никольская церковь села Новинки (1717 г.).

 

 

 Никольская церковь. Село Новинки. Вологодская область. 1717 г.

 

   Второй тип храм-столп, восьмерик «от пошвы» с шатром и алтарным прирубом. Подобные памятники были описаны, но не сохранились.

 

   Третий тип восьмерик «от пошвы» с шатром, имеющий притвор трапезной на западе и алтарным прирубом на востоке. Обыкновенно они окружались с трех сторон галереей-папертью («нищевиком»). Это Ильинская церковь Выйского погоста, Никольская церковь в селе Панилово, Церковь Николы в селе Лявля, Церковь Владимирской Божьей матери с погоста Белая Слуда, Георгиевская церковь из села Вершина.

 

 

Георгиевская церковь. Село Вершина. Архангельская область. 1672 г.

 

   Четвертый тип восьмерик «от пошвы» с шатром, Известен с XIII в, имеющий западный притвор трапезной, алтарный прируб и один или два придела, с севера и юга. Приделы иногда имели собственные алтари. Такие храмы называли «о двадцати стенах» или «круглыми», так как они имели центрическую композицию в плане (Введенская церковь на Сурском погосте, Троицкая церковь погоста Ненокса).

 

 

Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г.

 

   Пятый тип получил широкое распространение в XVII-XVIII вв. хотя появился значительно раньше. Это четверик-восьмерик-шатер, при этом к четверику прирублены трапезная и алтарь. К нему относятся: Никольская церковь Муезерского Троицкого монастыря, Богоявленская церковь в селе Челмужи, Варваринская церковь в селе Яндомоозеро, Церковь Иоанна Златоуста село Саунино, Петропавловская церковь на Лычном острове, Церковь Успения в Кондопоге, Успенский собор в Кеми представляющий собой композицию из трех шатровых храмов типа «восьмерик на четверике», объединенных общей трапезной, как композиционным центром.

 

 

Церковь Успения. Село Кондопога. Карелия. 1774 г.

 

   Шестой тип «восьмерик на четверике с четырьмя симметричными прирубами» или «церкви с крестчатыми срубами». Обычно сруб опоясывала с одной или трех сторон галерея.

   Это Успенская церковь Александро-Кушерского монастыря, Климентовская церковь из села Уна, Никольская церковь села Шуерецкого, Вознесенская церковь в селе Пияле, Ильинская церковь села Вазенцы, Успенская церковь в селе Варзуга.

 

 

Успенская церковь. Село Варзуга. Мурманская область. 1674 г.

 

   Встречаются ассиметричные церкви с одним приделом (Флоро-Лаврская церковь села Ростовского, Ильинская церковь села Юрома, церковь Вознесения Христова в Кевроле).

 

 

Церковь Св. Флора и Лавра. Село Ростовское (Шенкурский уезд). Архангельская область. 1775 г.

 

   Седьмой тип сложился в результате компромисса между пятиглавием и шатром, в связи с реформами патриарха Никона в конце XVII в. Вышедший указ запрещал строительство не канонических шатровых церквей - «… как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».

   Такие храмы известны в двух модификациях: центральный шатер с главкой и четыре главки вокруг него по углам сруба, и шатер на крещатой бочке.

   После выхода этого указа главной разновидностью храма стал «шатер на крещатой бочке». Такие храмы стали строиться с конца XVII века и вплоть до начала XIX века. Такие храмы не нуждались уже  в восьмерике, шатер ставился прямо по центру квадратного четверика и опоясывался кокошниками крещатой бочки (Церковь Михаила Архангела погоста Юрома, Воскресенская церковь в Кевроле, Церковь Одигитрии в селе Кижма).

 

 

Церковь Михаила Архангела. Село Юрома. Архангельская область. 1686 г.

 

   Трапезные и приделы шатровых храмов имели в плане четырехугольную форму. Алтари делали четырех, пяти и шестиугольными в плане. Церкви с двумя престолами могли иметь сдвоенные алтари (Георгиевская церковь в Поче).

   Шатер всех шатровых храмов венчался маковкой на круглом барабане, покрытые лемехом. Сам шатер обшивался тесом или лемехом. Каркас шатра был рублен «в ряж», более поздние шатры имели стропильную конструкцию.

   Для покрытия алтаря, трапезной и приделов обычно использовали двухскатные и бочечные завершения, приделы кроме этого могли завершаться шатром либо шатром на крещатой бочке. Над крышами алтарей, трапезной, приделов устанавливали главки, прямо на конек или на основание, четырехугольной или восьмиугольной формы.

 

Литература:

 

1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

 

2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

 

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – Л., 1981. 128 с., ил.

 

4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.