Культовые ансамбли

Ансамбли

   В истории деревянного зодчества различают два типа композиций культового ансамбля. Первый – включал церковь и поставленную затем около нее колокольню. Второй состоял из летней церкви, зимней и колокольни, так называемый северный «тройник».

   В ансамбле церковь - колокольня  XVII в. здания располагались не по оси церкви, а по диагонали, что позволяло обе постройки воспринимать раздельно с различных сторон (церковь Иоанна Златоуста в  селе Саунино, Богоявленская церковь деревне Погост села Ошевенского и др.).

 

 

Церковь Иоанна Златоуста. Село Саунино. Архангельская область. 1665 г.

 

   Церковь Иоанна Златоуста стоит недалеко от села Саунино под Каргаполем. Саунинская церковь является классическим образцом наиболее распространенного типа шатрового зодчества - «восьмерик на четверике». С востока к храмовому четверику примыкает квадратная в плане аспида крытая бочкой с острым верхним щипцом, из которого вырастает небольшая главка. Храм имеет асимметрию срубов относительно продольной оси здания. Северная стена трапезной находится на одной линии со стеной сруба церкви, а южная сильно выступает за линию южной стены храма. Паперть и трапезная крыты общей двухскатной кровлей, на южном склоне которой устроена главка на квадратном рубленном пьедестале. Главка указывает на алтарь с иконостасом (второй престол), который сделан в трапезной.

   Рядом с церковью расположена небольшая шестиугольная шатровая колокольня рубленная в лапу, подобная форма очень редко использовалась в деревянном зодчестве.

   Под влиянием каменной архитектуры в XVIII в. колокольни пристраиваемые к церквям стали ставить ближе к храму, но еще со смещением от оси (село Согинцы, село Яндомозеро, село Лычный остров). С основной частью храма колокольня соединялась крытым переходом. Во второй половине XVIII-XIX вв. размещение колокольни на одной оси с храмом окончательно утвердился (погост на Водлозере, село Важины, село Щелейки, село Типиницы, село Вёгоруксы).

   Появления «тройника» существенно обогатило композиционные возможности ансамбля. Первая пространственная композиция это расположение построек по диагонали. Колокольня располагалась между двумя храмами, объединяя их (село Ненокса, село Верховье, село Усть-Кожа).

 

 

Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.),

Троицкая церковь 1725-1764 гг.

 

   Второй композиционный ход, расположение зданий в вершинах треугольника, форма которого зависела от высоты каждого здания, рельефа местности, от роли отведенной в ансамбле и от взаимного расположения культового ансамбля и жилых построек села (село Большой Посад, село Пияла, село Лядины, село Заостровье, село Пиринемь, село Турчасово, село Сура, село Вязенцы, село Шуя и др.). Как правило, второе и третье здание ставили на расстоянии двух высот первого (одним из исключений является погост Кижи). 

 

 

Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова

 

   Сохранились до наших дне ансамбли в селах Верхняя Мудьюга, Лядины, погоста Кижи, частично дошел до нас ансамбль села Турачасово, утрачены ансамбли сел Усть-Кожа, Ракулы, Юрома, Белая Слуда и др.

 

Литература:

 

1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – Л., 1981. 128 с., ил.

4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.