Клетские церкви

Клетские церкви

 

   О том как выглядели первые русские храмы не дошедшие до нас, мы можем судить по их изображениям и постройкам боле позднего времени. Так, как многие церкви строили «по подобию» уже существующих храмов.

   Вполне естественно, что с накоплением опыта возникали новые формы, приемы, композиционные решения, которые соседствовали с более древними.

   Формы первых каменных храмов на Руси были заимствованы в Византии. Деревянные храмы не могли в точности скопировать устоявшиеся формы каменного зодчества, поэтому перед строителями возникла задача отыскать новые формы. Использовать готовые приемы сооружения капищ, контынов, оставшиеся от язычества, не разрешили бы церковные иерархи.

 

 

Реконструкция контыны. По К. Мокловскому

 

   Большую помощь в создании деревянных храмов оказал уже сложившийся состав храма: алтарь, помещение для молящихся и притвор.

   Формы для новых деревянных храмов были взяты из гражданского строительства, основой всех построек была  «клеть» или «сруб». В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех, при чем алтарю старались придать скругленную форму. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями.

   Массивные главы, используемые в каменном зодчестве, в деревянных церквях были заменены на небольшие барабаны с маковками крытыми своеобразной деревянной черепицей «лемехом». Ставили их обычно на конек крыши или небольшой постамент четырех или восьмиугольной формы.

   Так сложился самый простой тип деревянных церквей– «клетские», от слова «клеть» которые составляли их основу.

   Древнейшей из сохранившихся русских деревянных церквей является Лазаревская церковь Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном берегу Онежского озера. Посвящена она воскрешению евангельского Лазаря, возведение ее связано с именем основателя Муромского монастыря реального Лазаря, которому приписывают ее строительство не задолго до его кончины в возрасте ста пяти лет в 1391 г.

 

 

Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.

 

   На древность постройки указывают некоторые строительные приемы которые в XV в. уже не использовались: выборка продольного паза не в верхнем, а в нижнем бревне, различная конструкция замка у косяка снаружи и внутри, отсутствие потолков в притворе и алтаре и др.

   Лазаревская церковь относится к самому простому типу клетских церквей. Она состоит из трех небольших прямоугольных срубов без подклета, крытыми невысокими двухскатными кровлями. Основной объем храма увенчан небольшой главкой.

 

   Приемы композиции планов клетских церквей имеют следующий вид:

 

   1. Алтарь – помещение для молящихся – крыльцо. Крыльцо могло превращаться в сени (паперть) или в зародыш трапзной, а алтарный прируб мог иметь пятигранную форму (Лазареская церковь Муромского монастыря).

 

   2. Алтарь – помещения для молящихся, которое обхватывает с трех, двух или одной стороны галерея на которую вело крыльцо, марш лестницы которого был параллелен или перпендикулярен обычно западной стороны галереи. Если церковь ставили на высокий подклет, то галереи делали висячими, на бревнах кронштейнах или столбах стойках.

 

  3. Алтарь – помещение для молящихся – трапезная. Трапезная обычно имела большие размеры, получила свое название от общих праздничных трапез («братчин», «канонов»), которые устраивались после службы по большим праздникам (Богородицкая церковь села Тохтарево).

 

 

Богородицкая церковь. Село Тохтарево. Пермская область. 1694 г.

 

  4. Алтарь – помещение для молящихся – трапезная – галерея - крыльцо. Галерея обхватывала трапезную чаще всего с трех сторон. Галереи были двух видов. Первый вид это галереи  стоящие на земле (церковь Ризположения из села Бородавы, Успенская церковь из села Никулино).

 

 

Успенская церковь из села Никулино. Новгородская область.1599 г.

 

   И второй вид - висячие, на выпущенных бревнах консолях (Никольская церковь из села Голотово). Галереи могли быть открытыми, украшенные резными столбами или забранными в косяк досками с закрывающимися окнами.

 

 

Никольская церковь из села Голотово. Владимирская область. 1766 г.

 

   5. Более сложный тип церкви, отличается от предыдущих наличием между трапезной и крыльцом паперти (Никольская церковь села Ковда, Васильевская церковь села Чухчерьма).

 

 

Никольская церковь. Село Ковда. 1613 г.

 

   6. Встречаются клетские церкви с прирубленными приделами (Рождественская церковь из села Талицы, Знаменская церковь села Пылево).

 

 

  Знаменская церковь из села Пылево. 1742 г.

 

Покрытия срубов клетских храмов

 

   Покрытия срубов клетских храмов можно разделить на несколько типов:

 

   1. Двухскатная с небольшим подъемом крыша (Троицкая церковь Реконской Пустыни, Ильинская церковь села Поля).

 

 

Троицкая церковь. Реконской Пустыни. Новгородская область. 1672-1676 гг. 

 

   2. Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша (Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи, Успенская церковь города Иваново).

 

 

Спасо-Преображенская церковь. Село Спас-Вежи. Костромская область. 1628 г.

 

   3. Двухскатные с «полицами», переломами в нижней части крыши, цель которых отвести подальше от стен край крыши (Церковь Ризположения из села Бородавы, Богородицкая церковь села Тохтарево).

 

 

 

Церковь Ризположения. Село Бородавы. Вологодская область. XV в.

 

   Разновидностью таких клинчатых крыш являются крыши со ступенчатыми скатами (Георгиевская церковь села Юксово, Никольская церковь села Тухоля).

 

 

Георгиевская церковь. Село Юкосово. Ленинградская область. 1493 г.

 

   4. Четырехскатная крыша. Такие крыши не нашли широкого применения в покрытиях клетских церквей, так как такое покрытие могло быть только на квадратном в плане срубе, вместительность которых была не велика. Подобные церкви начали строить с конца XVII  века, их можно отнести к простейшему типу ярусных храмов распространенных на территории Московской области (Никольская церковь в селе Васильево, Богоявленская церковь села Семеновское).

 

 

Богоявленская церковь. Село Семеновское

 

   5. Восьмискатная крыша. Крыши на восемь скатов были более выразительные и привлекательней четырехскатных, поэтому строили их гораздо чаще. Местом их возникновения считается Новгородская область (церковь Святителя Николая в селе Оскочихе, церковь в селе Неклюдове, церковь Св. Николая  в селе Уйма).

 

 

 

Церковь Св. Николая Чудотворца. Село Уйма. Архангельская область. 1705 г.

По В. Суслову

 

   6. Бочечное покрытие. Бочка располагалась чаще всего вдоль оси здания (Троицкая церковь Елгомского погоста, Благовещенская церковь деревни Пустынька).

 

 

Троицкая церковь. Елгомский погост. Карелия. 1714 г. По Д. Милееву

 

  Встречались церкви с расположением бочки поперек оси (Успенская церковь в селе Черевкове).

 

 

Успенская церковь. Село Черевково (Сольвычегодский уезд). Вологодская область. Конец XVII в. По в. Суслову

  Основной объем церкви завершался главкой крытой лемехом, барабан которой ставился непосредственно на кровлю или основание в виде квадрата, восьмиугольника, бочки или крещатой бочки.

   Над западным притвором некоторые церквей возвышались шатровые звонницы (Спасская церковь из села Фоминское).

 

 

Спасская церковь. Село Фоминское. Костромская область. 1721 г.

 

   Алтарь клетских церквей имел четырехгранную, пятигранную или шестигранную форму (Рождественская церковь из села Талицы), завершался он двухскатной, пятискатной кровлей или бочкообразным покрытием, на которое иногда ставили главку.

 

Литература:

 

1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

 

2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

 

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – Л., 1981. 128 с., ил.

 

4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.