Готический стиль
Готический стиль (от итальянского - готский). Родиной стиля является Франция. Сам термин «готика» возник в Италии в эпоху возрождения, как отрицательная характеристика средневекового искусства, представляющего тогда варварским. Название он получил о племени готов, разрушивших античный Рим.
Формированию нового стиля способствовал интенсивный рост городов, развитее торговли и ремесел, зарождение буржуазных отношений.
Во Франции стиль просуществовал с 1200 по 1525 гг. стиль господствовал на территории Западной Европы в течение 300 лет.
В раннеготическом интерьере стены облицовывались деревом или украшались росписью и коврами, полы были кафельными или дощатыми, позднее также застилались коврами. Потолки были деревянные балочной конструкции, встречались и гладкие облицованные досками или расчлененные рейками и украшенные декоративной росписью. Распространена настенная живопись. В XV в. стали стеклить окна. Во Франции и Англии центром интерьера был камин, в Германии кафельная печь.
Основными мастерами по изготовлению мебели становятся столяры, слесари и резчики, окончательную отделку делают позолотчики и живописцы.
В период ранней готики мебель остается тяжелой и расставляется обычно вдоль стен. В формообразовании мебели преобладало копирование церковной архитектуры. Почти вся мебель ранней готики имела церковное происхождение.
Готическая скамья для клироса.1483 г. Чехия
Готический стиль воскресил из забвения рамочно-филенчатую конструкцию, известную еще со времен античности. К концу средневековья столяры достигли высокого мастерства, в совершенстве овладели техникой резьбы, инкрустации и росписи. Большим толчком в развитии мебельного искусства явилось изобретение в Германии в 1320–х гг. лесопильни, что позволяло механически распиливать бревна на доски.
В стиле готической мебели появляется стремление придать предмету изящество, стройность и простоту формы.
Для украшения мебели используют ажурные и лиственные орнаменты, ленточное плетение, «льняные складки». Кроме упомянутых филенчатых конструкций изделия украшают архитектурными элементами: поперечными профильными карнизами, стрелами, башенками, колонками, стрельчатыми сводами, изображениями фигур.
Деталь резных украшений сундука. XV в.
Зрелые формы готической мебели относятся к XIV в. к этому времени возникла потребность отделки жилых помещений, не уступающих отделки церквей, с этого момента начинается развитие художественного интерьера.
Основным видом мебели в домах остается сундук, но уже рамочно-филенчатой конструкции украшенной резьбой.
Французский ларь (свадебный сундук). XV в.
Появились сундуки на высоких ножках сундук-креденца (открытая подставка для тарелок с закрытым нижним отделением), затем буфеты, которые представляли собой разделенные дощатые полки, иногда обтянутые тканью.
Сундук-креденица. XV в. Фландрия
Готические шкафы использовали для хранения посуды или документов, они напоминали поставленные друг на друга сундуки и декорировались резьбой.
Буфет «лесенкой» с небольшим балдахином украшенный резьбой. Германия.
Двухъярусный шкаф. XV в. Нюрнберг.
Готические столы состоят из торцовых стенок с сильно выступающей столешницей и глубоким выдвижным ящиком.
Стол с ажурной боковой стенкой. Вторая половина XV в.
Готические столы состоят из торцовых стенок с сильно выступающей столешницей и глубоким выдвижным ящиком.
Из этого типа образовалась ранняя форма письменного стола с подъемной столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящиков. Такими столами широко пользовались торговцы и банкиров в свих конторах.
Письменный стол. Ок.1500 г. Швейцария.
Делались столы на четырех наклонных ножках с проножкой внизу, известны раздвижные столы, круглые и прямоугольные с разветвленной центральной опорой. Столешницы были гладкими или украшались облицовкой из шпона с простым рисунком.
Кровати имели полубалдахин, балдахин или большой деревянный каркас подобный шкафу. Для защиты от холода нередко встраивались в стены.
Готическая кровать. Конец XV в.
Для сидения использовали кресла с сидением в форме сундука, с дощатым сидением и вертикальной спинкой украшенной резьбой, складные стулья, кресла на трех или четырех ножках, х- образные стулья и кресла. Скамьи также продолжали широко использовать в интерьере.
Кресло с ларем под сиденьем. XV в.
Разгибные стулья. XV в.
Для украшения мебели использовали архитектурные мотивы и различный орнамент. Для ранней готики характерен растительный узор из завитков и острых листьев или масверк (пересечение прямых линий и частей окружности). Для поздней типичен узор льняных складок, используют ажурный орнамент, начинают использовать изображение гербов.
Мебель Италии часто украшалось интарсией, распространена была техника чертозианской мозаики, пришедшая с Востока. В качестве материала использовали цветную древесину, перламутр, слоновая кость.
На мебель Испании сильное влияние оказал арабо-мавританский стиль. Для испанской мебели характерна сложная, богатая плоскостная отделка поверхности.
Готический стиль создал множество новых видов мебели, возродил рамочно-филенчатую конструкцию, улучшил старые и ввел новые техники декорирования мебели.
К готическому стилю вернутся вновь в период эклектики в XIX в., будут создавать мебель в подражании готических образцов.
Литература:
1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.
2. Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979.
3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.
4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. – 176 с.: ил.