Готическая мебель

Готический стиль

 

   Готический стиль (от итальянского - готский). Родиной стиля является Франция. Сам термин «готика» возник в Италии в эпоху возрождения, как отрицательная характеристика средневекового искусства, представляющего тогда варварским. Название он получил о племени готов, разрушивших античный Рим.

   Формированию нового стиля способствовал интенсивный рост городов, развитее торговли и ремесел, зарождение буржуазных отношений.

   Во Франции стиль просуществовал с 1200 по 1525 гг. стиль господствовал на территории  Западной Европы в течение 300 лет.

 

   В раннеготическом интерьере стены облицовывались деревом или украшались росписью и коврами, полы были кафельными или дощатыми, позднее также застилались коврами.  Потолки были деревянные балочной конструкции, встречались и гладкие облицованные досками или расчлененные рейками и украшенные декоративной росписью. Распространена настенная живопись. В XV в. стали стеклить окна. Во Франции и Англии центром интерьера был камин, в Германии кафельная печь.

   Основными мастерами по изготовлению мебели становятся столяры, слесари и резчики, окончательную отделку делают позолотчики и живописцы.

 

   В период ранней готики мебель остается тяжелой и расставляется обычно вдоль стен. В формообразовании мебели преобладало копирование церковной архитектуры. Почти вся мебель ранней готики имела церковное происхождение.

 

 

Готическая скамья для клироса.1483 г. Чехия

 

   Готический стиль воскресил из забвения рамочно-филенчатую конструкцию, известную еще со времен античности. К концу средневековья столяры достигли высокого мастерства, в совершенстве овладели техникой резьбы, инкрустации и росписи. Большим толчком в развитии мебельного искусства явилось изобретение в Германии в 1320–х  гг. лесопильни, что позволяло механически распиливать бревна на доски.

   В стиле готической мебели появляется стремление придать предмету изящество, стройность и простоту формы.

   Для украшения мебели используют ажурные и лиственные орнаменты, ленточное плетение, «льняные складки». Кроме упомянутых филенчатых конструкций изделия украшают архитектурными элементами: поперечными профильными карнизами, стрелами, башенками, колонками, стрельчатыми сводами, изображениями фигур.

 

 

Деталь резных украшений сундука. XV в.

 

   Зрелые формы готической мебели относятся к XIV в. к этому времени возникла потребность отделки жилых помещений,  не уступающих отделки церквей, с этого момента начинается развитие художественного интерьера.

  Основным видом мебели в домах остается сундук, но уже рамочно-филенчатой конструкции украшенной резьбой.

 

 

Французский ларь (свадебный сундук). XV в.

 

   Появились сундуки на высоких ножках сундук-креденца (открытая подставка для тарелок с закрытым нижним отделением), затем буфеты, которые представляли собой разделенные дощатые полки, иногда обтянутые тканью.

 

 

Сундук-креденица. XV в. Фландрия

 

   Готические шкафы использовали для хранения посуды или документов, они напоминали поставленные друг на друга сундуки и декорировались резьбой.

 

 

Буфет «лесенкой» с небольшим балдахином украшенный резьбой. Германия.

 

 

Двухъярусный шкаф. XV в. Нюрнберг.

 

   Готические столы состоят из торцовых стенок с сильно выступающей столешницей и глубоким выдвижным ящиком.

 

 

Стол с ажурной боковой стенкой. Вторая половина XV в.

 

   Готические столы состоят из торцовых стенок с сильно выступающей столешницей и глубоким выдвижным ящиком.

   Из этого типа образовалась ранняя форма письменного стола с подъемной столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящиков. Такими столами широко пользовались торговцы и банкиров в свих конторах.

 

 

Письменный стол. Ок.1500 г. Швейцария.

 

   Делались столы на четырех наклонных ножках с проножкой внизу, известны раздвижные столы, круглые и прямоугольные с разветвленной центральной опорой. Столешницы были гладкими или украшались облицовкой из шпона с простым рисунком.

 

   Кровати имели полубалдахин, балдахин или большой деревянный каркас подобный шкафу. Для защиты от холода нередко встраивались в стены.

 

 

Готическая кровать. Конец XV в.

 

   Для сидения использовали кресла с сидением в форме сундука, с дощатым сидением и вертикальной спинкой украшенной резьбой, складные стулья, кресла на трех или четырех ножках, х- образные стулья и кресла. Скамьи также продолжали широко использовать в интерьере.

 

 

Кресло с ларем под сиденьем. XV в.

 

 

 

 Разгибные стулья. XV в.

 

   Для украшения мебели использовали архитектурные мотивы и различный орнамент. Для ранней готики характерен растительный узор из завитков и острых листьев или масверк (пересечение прямых линий и частей окружности). Для поздней типичен узор льняных складок, используют ажурный орнамент, начинают использовать изображение гербов.

   Мебель Италии часто украшалось интарсией, распространена была техника чертозианской мозаики, пришедшая с Востока. В качестве материала использовали цветную древесину, перламутр, слоновая кость.

  На  мебель Испании сильное влияние оказал арабо-мавританский стиль. Для испанской мебели характерна сложная, богатая плоскостная отделка поверхности.

   Готический стиль создал множество новых видов мебели, возродил рамочно-филенчатую конструкцию, улучшил старые и ввел новые техники декорирования мебели.

К готическому стилю вернутся вновь в период эклектики в XIX в., будут создавать мебель в подражании готических образцов.

 

Литература:

 

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

 

2. Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979.

 

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

 

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. – 176 с.: ил.