Коломенское

Коломенское

 

   Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени.

 

   История села Коломенского связана с событиями средневековой русской истории. Согласно легенде, оно было основано спасшимися после тяжелой битвы и страшного монгольского разорения жителями Коломны. Первыми письменными источниками, в которых встречается название Коломенского, были духовные грамоты (завещания) 1336 и 1339 гг. московского князя Ивана Даниловича Калиты: «А се даю есмь сыну своему Андрею… село Коломниньское, село Ногатиньское…».

  Во второй половине XIV в. Коломенская вотчина принадлежала князю Владимиру Серпуховскому, одному из руководителей русских войск на Куликовом поле. Не случайно именно здесь была назначена встреча войск, возвращавшихся с Куликова поля. По легенде, князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый (Серпуховской) построили в Коломенском памятный храм, посвященный святому Георгию Победоносцу.

   Особое значение село приобрело к началу XVI в., когда московские князья уделяли большое внимание укреплению и охране своих южных границ. В1527 г. великий князь Василий III, получив сведения об угрозе нападения крымских татар, «стал в Коломенском». Вероятно, тогда у него возникла мысль о строительстве здесь нового двора и храма.

   Древнейший памятник Государева двора в Коломенском – церковь Вознесения Господня – впервые упомянут в1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного.

 

 

 Церковь Вознесения. XIV в.

 

   Окончание строительства храма и его освящение в сентябре 1532 г. торжественно отмечалось в великокняжеском дворце.

   Церковь Вознесения – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси (его высота составляет 62 м) с конусообразным кирпичным завершением, «шатром», увенчанным небольшой главкой с крестом. Стремлением обеспечить зданию прочность и долговечность объясняется необычная толщина его стен, достигающая 2,5–3 м.

   Величественная шатровая церковь считается «жемчужиной» Коломенского.

  К XVI в., времени, когда в Коломенском сформировалась парадная великокняжеская резиденция, относятся стоящая рядом с церковью Вознесения Георгиевская колокольня, а также храм Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

  Георгиевская колокольня представляет собой невысокую, круглую двухъярусную башню. Сверху колокольня перекрыта кирпичным купольным сводом, на котором установлен небольшой барабан с главкой. Верхний ярус имеет пять сквозных арок, где на вращающихся осях крепились колокола.

 

 

 Георгиевская колокольня трапезной

 

  Село Дьяково (или Дьяковское) впервые упомянуто в начале XV в. Точная дата строительства здесь храма неизвестна. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой1547 г.

 

 

Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. XIV в. Фото 2-я пол. ХХ в.

 

  В плане здание представляет собой пять  самостоятельных, поставленных на общий фундамент церквей, имеющих вид двухъярусной башни. У каждой  из этих церквей был собственный вход. Позднее такое расположение основного столпа и его приделов повторилось в Покровском Соборе на Красной площади.

   Церковь отделена от других построек Коломенского, живописным и  таинственным Голосовым оврагом.

   С давних времен  про Голосов овраг  ходили легенды, например, одна из них гласит, что в   1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Однако, прошло с тех пор уже 50 лет! Татарские же войны были уверены, что вынырнули из тумана через несколько минут. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.

  Мистические истории продолжались и дальше. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Все они связаны со странным туманом. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом». Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже  20 лет. Пропадали  с тех пор и крестьяне, и полицейские, и красноармейцы, так что будьте осторожны - "на болотах", не заходите в полночь  в таинственный туман!

 

   В XVII в. наступил новый этап в истории Коломенского и всей древней государевой вотчины. Цари из рода Романовых, подчеркивая свое родство с семейством Ивана Грозного, строго следовали придворному церемониалу XVI в. и уделяли большое внимание местам, связанным с жизнью последних государей «Рюрикова племени».

  Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней резиденцией правившей фамилии. К осени 1640 г. здесь был построен деревянный царский дворец – «дворцовая тройня с сенями и повалушей».

  Дальнейшая история Государева двора в Коломенском – превращение его в парадную летнюю резиденцию, своеобразный «подмосковный Кремль» – связана с деятельностью царя Алексея Михайловича.

  Главным событием коломенской истории времен второго Романова было строительство деревянного дворца: 3 мая 1667 г. в присутствии самого царя состоялась его закладка. Строился он из дерева – самого любимого и широко распространенного в России материала. Для строительства были собраны лучшие мастера-плотники, работами руководили стрелецкий голова Иван Михайлов и плотничий староста Семен Петров. Коломенский дворец царя Алексея Михайловича исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

  Важнейшими частями дворца были хоромы царя и царевичей, Столовая палата – они составляли мужскую половину, а хоромы царицы, старших и младших царевен входили в женскую половину. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали 30 м в высоту. За основу их художественного оформления был взят декор Теремного дворца Московского Кремля.

 

 

Дворец царя Алексея Михайловича. Гравюра Ф. Гильфердинга. XVIII в.

 

  К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец (названный современниками «восьмым чудом света», «игрушкой, вынутой из ларца»), каменную дворцовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.

 

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери. XVII в.

 

 

Водовзводная башня. XVII в.  Фото 2-я пол. ХХ в.

 

  До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на Государев двор, обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки. С севера к Дворцовым воротам примыкают палаты Приказной избы – дворцовой канцелярии, а с юга – Палаты на погребах, иногда называемые Полковничьими.

 

 

Дворцовые ворота с Часовой башней.

 

   Палаты на погребах начинали ряд построек, предназначенных для хранения припасов, изготовления для государя и его слуг напитков и кушаний. До наших дней дошли Фряжский погреб, где держали иноземные, в основном итальянские (фряжские) вина, и Сытный двор, служители которого занимались приготовлением традиционных русских напитков (кваса, пива, меда). Между Фряжским погребом и Сытным двором сегодня воссоздано здание Поваренной палаты.

   Хозяйственные постройки располагались и в западной части Государева двора, около Спасских (Задних) ворот. Здесь археологами открыты и музеефицированы фундаменты построек Хлебенного и Кормового дворов, воссозданы примыкавшие к воротам Стрелецкие караульни.

   Важнейшей частью Государева двора были сады, в XVII в. весьма любимые русскими царями. В шести коломенских садах росли тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишни, кусты малины, смородины, крыжовника. Кроме того, частью древнейшего Вознесенского сада была заповедная дубовая роща, а в Казанском и старом Большом садах были посажены восемь кедров, два дерева грецкого ореха, две пихты и другие диковинные для этих мест растения.

   Царь Алексей Михайлович часто приезжал в свою любимую загородную усадьбу. Здесь он не только отдыхал и охотился, но и принимал иноземных послов, встречался с патриархом и боярами.

   После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшилось. Царь Петр Алексеевич лишь изредка наведывался в любимую отцом усадьбу. Вначале эти приезды были связаны с военными потехами, а позже – с празднованием одержанных побед. В Коломенском Петр собирал войска после успешного Азовского похода 1696 г. и уже отсюда входил в Москву. В декабре 1709 г. по царскому приказу «шведский полон» (военнопленные), взятый в боях под Лесной и Полтавой «купно с пушками и знаменами», был специально свезен к Москве и «поставлен по селам и деревням ближе к Коломенскому». Сам Петр приехал в усадьбу 12 декабря, а его торжественный въезд вместе с войском в город состоялся 21 декабря 1709 г.

   Заботясь о сохранности отцовского дворца, Петр приказал поднять старые хоромы на каменные фундаменты. К 1724 г. «старый дворец снабдили новым фундаментом и вообще поправили». 14 мая 1724 г., в день Вознесения, император Петр I в последний раз посетил Коломенское.

   Связь Петра с Коломенским в сознании людей XVIII в. была настолько прочной, что породила легенду о том, что он родился в Коломенском дворце. Об этой легенде знала и императрица Екатерина II. Приехав в царскую усадьбу в октябре 1762 г., она осмотрела деревянный дворец и приказала начать подготовку к его ремонту. Однако в ходе составления планов, чертежей и смет выяснилось, что дворец пришел в такую ветхость, что проще и дешевле построить новый. Дворец для императрицы был возведен в 1766–1767 гг. к северу от церкви Вознесения, а старый было приказано разобрать. Оставшийся от него добротный строительный материал использовали для новых дворцовых построек, негодный – перепилили на дрова. Модель старого дворца царя Алексея Михайловича содержалась в специальной «штучной комнате», своеобразном хранилище редкостей.

 

 

Модель дворца царя Алексея Михайловича. XIX в. Работа резчика Д.А. Смирнова.

 

 

Макет государева двора с дворцом. XIX в.

 

   Вместе с Екатериной II в 80-е гг. XVIII в. Коломенское посещали внуки императрицы – великие князья Александр и Константин. Став императором, Александр I не разрешил разобрать обветшавший дворец Екатерины II, а в 1808 г. распорядился «насколько можно сохранить его от дальнейшего разрушения». Однако во время Отечественной войны 1812 г. дворец был окончательно разрушен французами. К 1825 г. архитектор Е.Д. Тюрин спроектировал для Александра I новый дворец. Он был построен с использованием фундаментов Екатерининского дворца. Рядом располагался павильон, который, скорее всего, предназначался для концертов и театрализованных представлений. Александр I не успел посетить новый дворец, строительство которого было завершено в год смерти императора.

   Николай I, побывавший в Коломенском в 1835 г., был поражен его красотами и «бесподобным видом на древнюю столицу. Николай Павлович предполагал воссоздать царский дворец XVII в. и построить на берегу Москвы-реки еще один – в «русском стиле». Однако проект, разработанный А.И. Штакеншнейдером и одобренный императором, реализован не был.

   Вторая половина XIX в. – время окончательного угасания придворной жизни в Коломенском. В1878 г. здесь был разобран последний дворец – Александровский.

  Сохранившиеся на территории Коломенского уникальные постройки XVI–XVII вв., в особенности церковь Вознесения Господня, уже в конце XIX в. привлекали внимание научной и художественной общественности.

   В 1913–1916 гг. начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 1923 г. усилиями выдающегося архитектора-реставратора П.Д.Барановского здесь был организован музей. Барановский проводил исследование памятников и восстановление их древнего облика. Из разрушенных церквей, закрытых монастырей, гибнущих усадеб Петр Дмитриевич вывозил то, что еще можно было спасти. Так закладывалась основа уникальных музейных коллекций иконописи, архитектурной керамики, резьбы по дереву, белому камню, старопечатных и рукописных книг.

   Первые экспозиции музея были размещены в помещениях Сытного двора и Приказных палат. Здесь основные музейные экспозиции располагаются и в наше время. В 2004 г. в комплексе Дворцовых (Передних) ворот, частью которых являются Приказные палаты, открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского», посвященная истории подмосковного села и его окрестностей с древнейших времен до 30-х гг. XX в. В экспозиции представлены археологические находки, свидетельствующие о том, что Коломенское – одно из древнейших населенных мест на территории Москвы; выставлены памятники искусства времен великокняжеского, царского и императорского Коломенского (иконы, портреты, книги, колокола, изразцы, оружие, бытовые предметы XV–XIX вв.). Особое внимание привлекает реконструкция интерьера Приказной палаты времен царя Алексея Михайловича. Первая подобная реконструкция служебного интерьера XVII в. была осуществлена еще П.Д.Барановским. В продолжение начатой им традиции современная реконструкция, подготовленная сотрудниками музея-заповедника, основывается на новейших исследованиях культуры и быта Коломенского и Москвы XVII в.

   Особый раздел экспозиции связан с началом музейного периода в истории Коломенского и формированием музейных коллекций. В отреставрированных подвалах-ледниках впервые выставлена часть уникальной коллекции белокаменных архитектурных деталей XVII–XVIII вв., начало которой положил Барановский, спасая отдельные исторические памятники во время разрушения «белокаменной Москвы». С именем основателя музея связана и коллекция икон XVI–XIX вв., на которых изображены русские города, монастыри и их святые покровители. Коломенское рассматривалось Барановским как музей архитектуры, строительного дела и техники, поэтому особое внимание он уделял архитектурным темам. В «золотой кладовой» музея, созданной в подражание церковным ризницам и древлехранилищам, представлены предметы церковного искусства и обихода, выполненные с использованием драгоценных материалов.

 

   К уникальным экспонатам Коломенского следует отнести и памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. Начало этой своеобразной части музейной коллекции в 1927 г. также положил П.Д.Барановский. Деревянные постройки, привезенные сюда из разных мест России, дают представление об оборонной, гражданской и церковной деревянной архитектуре. Наибольшей популярностью среди посетителей современного Коломенского пользуется здание Государевых светлиц, более известных как Домик Петра I. В 1934 г. небольшой «дворец» Петра I был перевезен сюда из Архангельска, где летом 1702 г. его построили русские и голландские корабельные плотники. В настоящее время Государевы светлицы – единственный в Москве мемориальный музей Петра I. Государевы светлицы располагаются в южной части Государева двора, в непосредственной близости от исторических построек Коломенского. Другие деревянные сооружения, прежде всего, – редкие образцы оборонного зодчества, теперь находятся недалеко от Москвы-реки, в северо-восточной части музея. Башня Братского острога, Святые ворота Николо-Корельского монастыря, Моховая башня Сумского острога (все сооружения относятся к XVII в.) образуют небольшой, но чрезвычайно интересный музей русской деревянной крепостной архитектуры под открытым небом.

 

 

План-схема музея Коломенское до реконструкции.

 

   В последние годы в Коломенском активно формируется Этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьбы коломенского крестьянина и пасечника с пасекой, водяная мельница.

   Мельница воссоздана в 2007 году по образцу водяных мельниц XIX века.

При постройке мельницы расчищено от мусора и благоустроено русло речки Жужи.

 

 

Водяная мельница.2007 г.

 

  Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные.

  Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы. Этому служат и разработанные сотрудниками экскурсионных служб музея-заповедника экскурсионно-художественные программы, включающие не только знакомство посетителей с историческими памятниками, но и их участие в календарных, семейных, а иногда и придворных церемониях, а также в массовых праздниках, проходящих на территории Коломенского.

   За последние годы в Коломенском были отреставрированы церковь Вознесения Господня – памятник, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также комплекс Передних ворот, Дворцовый павильон 1825 г., колокольня и церковь Св. Георгия Победоносца.

  В 2010 г. был торжественно открыт воссозданный деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Деревянное здание-макет в натуральную величину расположен на территории бывшего села Дьякова. Посетителей ждут экспозиции дворца, позволяющие ощутить уникальность каждой из вех истории Коломенского, окунуться в многообразную историю Отечества.

 

 

Воссозданный дворец Алексея Михайловича. 2010 г.

 

 

 

Наличники воссозданного дворца

 

 

Дворцовый интерьер

 

Экспонаты музея деревянного - зодчества

 

Дом Петра I. 1702 г.

 

  Дом Петра I в Коломенском – единственный в Москве мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. Он был построен в1702 г. на острове Маркове в устье Северной Двины, близ впадения ее в Белое море. В этом специально для него построенном доме царь прожил два месяца, наблюдая за постройкой Новодвинской крепости, которая должна была защитить город Архангельск, единственный в то время морской порт России, от ожидавшегося нападения шведского флота.

 

 

Дом Петра I. Боковой фасад.

 

  Простой деревянный дом имеет три теплых жилых помещения с холодными сенями между ними. Особенность дома – большое количество окон, что дало повод современникам называть царское жилище «государевыми светлицами». В XIX веке дом Петра перевезли в Архангельск. Для обеспечения сохранности над памятником возводится деревянный «футляр», который позже был заменен на кирпичный «футляр-павильон». В послереволюционные годы возникла угроза уничтожения исторического памятника, поэтому в 1934 году П.Д. Барановский привез его в Коломенское.

 

 

Дом Петра I

 

   В 2008 году была проведена полномасштабная научная реставрация памятника. Ремонтно-реставрационные работы включали в себя усиление и замену утраченных элементов конструкций, устройство перекрытий и стропильной системы, протезирование бревен, замену верхних венцов сруба, воссоздание элементов крыльца. Экспозиция в Домике Петра I воссоздает интерьер домика времени жизни в нем Петра I, повествует о начальном этапе петровских преобразований и знакомит с разносторонними интересами царя-преобразователя.

 

Хозяйственная постройка (Медоварня), XVII в.

 

 

Медоварня из села Преображенское. XVII в.

 

   В 1927 году Медоварня – один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея – была перевезена в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. Медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, служившая кухней для приготовления напитков на основе меда.

  В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время в помещениях Медоварни проводятся экскурсионно-художественные программы, знакомящие посетителей музея-заповедника со старинными народными обрядами, обычаями и праздниками.

 

Проездная башня Николо-Корельского монастыря.

 

  В 1932 году в Коломенское была перевезена надвратная башня Николо-Корельского монастыря, существовавшего в 34 верстах от города Архангельска, и в 2-х верстах от Белого Моря. (Ныне это территория города Северодвинска.)

 

 

Проездная башня Николо-Корельского монастыря. XVIII в.

 

  До начала 1990-х годов временем постройки проездной надвратной башни монастырской ограды считались 1691–1692 годы. Однако, как выяснили исследователи в последнее десятилетие, в том числе и специалисты «КАРЭНСИ», сохранившаяся башня ограды могла быть построена только после пожара, случившегося в монастыре в 1798 году. Тогда огонь уничтожил стены и башни конца XVII века. В 1880 году, пришедшая в ветхость ограда была заменена новой, но башни, в том числе надвратная, остались старые: их только обшили тесом. Сохранились фотографии башни на месте, сделанные художником В. В. Плотниковым в 1906 году, и обмерные чертежи архитектора Д. В. Милеева. Они являются единственными бесспорными изобразительными источниками состояния памятника до его изучения, разборки, перевозки в музей «Коломенское» под руководством П. Д. Барановского.

  В 2007 году башня была разобрана, отреставрирована и перевезена на новое место. Все плотничные работы по реставрации проездной башни Николо-Корельского монастыря выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).

 

 

Проездная башня Николо-Корельского монастыря на новом месте.

 

Моховая башня Сумского острога

 

   Сумский острог, располагавшийся на берегу Белого моря, был деревянным, как и множество других русских крепостей XVI–XVII вв. Фортификационное искусство мастеров, строивших эти крепости, достигало столь высокого уровня, что стены и башни выдерживали «огненный бой». К настоящему времени от Сумского острога осталась только одна северо-западная (Моховая) башня, срубленная в начале 1680-х годов. Она хранилась в разобранном виде в фондах музея-заповедника «Коломенское». Это сооружение имеет высокую историко-архитектурную ценность: в европейской части России уже давно нет ни одного деревянного памятника оборонной архитектуры. На подлинных бревнах сохранились следы неприятельской (шведской) картечи, которой не раз обстреливали героических защитников крепости в конце XVI–XVII веках.

 

 

Моховая башня Сумского острога

 

  В 1931 году остатки Сумского острога были исследованы П. Д. Барановским и В. Н. Ивановым. Материалы исследований П. Д. Барановского и В. Н. Иванова, данные о современном состоянии сохранившейся части памятника, а также историко-архивные сведения о самом Сумском остроге и его аналогиях (прежде всего Кемском городке), позволили спустя почти 70 лет сделать документально убедительную реконструкцию северо-западной (Моховой) башни с фрагментами примыкавших к ней стен. То есть осуществить замысел П. Д. Барановского и спасти памятник от окончательной гибели и забвения.

 

 

Моховая башня Сумского острога

 

  В Моховой башне Сумского острога сейчас развернута экспозиция, посвященная истории острога, как военной крепости, и ее месте в системе обороны Поморья конца XVI – начала XVIII вв. Здесь рассказывается о быте военных служилых людей, охранявших острог и представлены предметы, связанные с хозяйственными занятиями обитателей крепости, воспроизведен интерьер красного угла.

   Раздел экспозиции, размещенный во втором ярусе башни, посвящен показу военной истории крепости. Здесь представлены документы по истории Сумского острога, одежда простых стрельцов и стрелецких пятидесятников, сшитая по аналогам XVII века, военное снаряжение, оружие, выполненное по аналогам XVII и многое другое.

 

 

Интерьер верхнего яруса башни

 

  В верхнем третьем ярусе башни, там, где обычно располагались караульни, представлен раздел экспозиции, рассказывающий о системе обороны Русского Севера.

 

Башня Братского острога

 

   Братский острог находился на левом берегу Ангары, на пригорке, имел по углам четыре башни: «под тремя башнями три избы, четвертая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новый рублен с перерубом трех сажен печатных».

   К концу XVII в. Братский острог становится центром большого сельскохозяйственного района Сибири. Кроме того, Братск занимал выгодное географическое положение, находясь на перепутье дорог, ведущих к Ледовитому океану, в Якутию, к Амуру, Охотскому морю, в Даурию, Монголию и Китай. К началу XVIII в. Братский острог окончательно потерял свое военное значение. В XIX веке постепенно оставшиеся части острога, в том числе юго-западная и северо-западная башни, вошли в ограду главного храма села Братского.

   В XVII в. Братский острог представлял собой прямоугольное в плане укрепление, обнесенное тыновыми стенами высотой до 5 м, длина периметра составляла около 213 м. По углам стояли четыре глухие, квадратные в плане, башни высотой 7-8 м.; под тремя из них находились жилые избы, а четвертая использовалась как склад. Над воротами возвышалась часовня, а в конце 1650-х гг. в остроге была возведена Владимирская церковь.

   Дату постройки двух сохранившихся до нашего времени башен обычно относят к 1654 г. Башни принадлежат к острогу, заложенному енисейским атаманом Д. Фирсовым в 1653 и построенному енисейскими казаками под руководством Ивана Козьмина и Василия Хорошего. Башни имеют по два этажа. Верхние, боевые этажи, снабжены отверстиями для ружейной стрельбы и одним, более крупным, отверстием для пушки.

  В 1957-1958 году при строительстве Братской ГЭС территория острога попала в зону водохранилища, поэтому все сохранившиеся исторически ценные здания (в том числе и эта башня) были разобраны и увезены оттуда. В 1959 году северо-западную  башню привезли в Коломенское. Юго-западная была перенесена в пос. Падун. После организации в 1980 г. музея "Ангарская деревня", под новым городом Братском, башню перенесли туда.

   В процессе сборки башен на новых местах были восстановлены их утраченные элементы – в частности, нижние четыре венца сруба, обнаруженные раскопками в земле, крыльцо и лестница на второй ярус. Восстановлены были и дозорные вышки. В 1970-х годах деревянные памятники в музее «Коломенское» подверглись текущему ремонту. У башни были обновлены кровля и крыльцо. Тогда башня была установлена в Вознесенском саду.

 

 

Северо-западная башня Братского острога

 

   К концу 1990-х годов вновь возникла необходимость реставрации этих же частей памятника, а также требовалось заменить острожный тын, поставленный заново в музейных условиях. В 2007 году была произведена комплексная реставрация памятника, и перенос башни на новое место - на территорию создающегося музея деревянного зодчества. Все плотничные работы по реставрации башни Братского острога выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. В процессе реставрации был заменен нижний венец, срубленный при установке памятника в музее «Коломенское» в конце 1950-х годов.

 

 

Башня братского острога на новом месте

 

   Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).

   Благодаря положительному опыту, приобретенному при реставрации башни Сумского острога, использовался метод армирования и дополнительной склейки частей бревен с ослабленной прочностью.

   Башня срублена из толстых стволов лиственницы, квадратная в основании (размером 5,2 х4,9 м., поднимавшаяся на высоту 4,5 м. до облама, высота самого облама 1,3 м.), башня использовалась как оборонительное сооружение крепости, а её первый этаж - как жилое помещение. Низкая дверь ведёт в жилое помещение. Оно хорошо освещено волоковыми окнами, которые задвигаются, «заволакиваются» деревянной доской. Отсюда и их название. В левом от входа углу стоит сбитая из глины русская печь, топящаяся «по-чёрному». Своеобразно устроены полы и потолки в башне. Расколотые пополам брёвна - половицы пола - плоской стороной вверх положены между венцами сруба. Междуэтажное перекрытие - сплошной бревенчатый накат - было утеплено глиной и слоем земли. Утраченные брёвна нижних венцов сруба заменены брёвнами из сибирской лиственницы.

   В верхнюю, сторожевую часть башни ведёт наружная лестница. Вверху между бревнами оставлен широкий паз - облам, через который можно было стрелять в противника, лить на него кипяток и расплавленную смолу. Над кровлей башни видна дозорная вышка, для кругового обзора. Наружная лестница и дозорная вышка были восстановлены уже в наше время в процессе сборки башни на новом месте.

   В Братском остроге, в одной из его четырех башен, зимой 1656/57 года содержался глава старообрядчества и идеолог раскола в Православной церкви, писатель протопоп Аввакум (Петров).

 

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 г.

 

   Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении.

   Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень.

 

 

Церковь Георгия Победоносца. Вид с северо-запада.

 

   В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход. Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар.

   Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства. Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира. Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан.

  По сохранившимся документам можно лишь в общих чертах представить историю Среднепогостского Рождественского прихода и его храмов за два с лишним столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. приход включал 26 деревень с населением около 900 человек, и самая отдаленная деревня прихода находилась от погоста на расстоянии до 11 верст. На самом погосте, кроме храмов и колокольни, стояло несколько дворов церковного причта. Даже в XIX в. эта местность, будучи более населенной, чем ныне, считалась «малопроезжей» и была удалена от больших дорог. Во время распутицы, разлива рек добраться до Среднепогостского можно было только на лодке. В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. В центральном помещении Георгиевской церкви, на подшивном потолке в форме свода, сделанном, вероятно, в первой половине 1890-х гг., осталась масляная живопись по штукатурке: в зените – изображение Святого Духа в виде голубя в окружении херувимов, по сторонам – четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – с их традиционными символами. Неизвестный пока мастер (или мастера), кисти которого принадлежат эти росписи, несомненно, был хорошо знаком с поздней академической живописью; росписи выполнены с большим мастерством и, несомненно, представляют самостоятельную художественную ценность. К началу XX в. Георгиевская церковь приобрела архитектурный облик, который сохранялся затем на протяжении всего XX столетия. Перед революцией 1917 г. в приходе работали две содержавшиеся прихожанами церковно-приходские школы: на погосте и в одной из крупных деревень. В них проходили двух- или трехлетнее обучение примерно 50 мальчиков и 10 девочек.

   На рубеже 1920–1930-х гг. церкви Среднепогостского прихода, переданные в подчинение Семеновского сельского совета, были закрыты, как, впрочем, и абсолютное большинство других. Храм Рождества Христова перестроили в сельскую школу, а в храме Св. Георгия устроили клуб, позже – склад. Иконостас и остальное его убранство не сохранились. В 1960-х гг. окрестные деревни были зачислены властями в категорию «неперспективных», и здесь прекратили работу государственные службы. Закрытие в крупнейшем селе Семеновском школы, больницы и почты в сочетании со скверной дорогой привело к постепенному запустению этой местности. К началу 2000-х гг. от некогда многолюдного сельсовета (в который входило около десятка деревень) остались три населенных пункта, в которых насчитывалось около 15 жителей. На рубеже 1980–1990-х гг. от подожженной кем-то травы сгорела церковь Рождества Христова. К счастью, уцелела Георгиевская церковь.

   Деревянный храм Св. великомученика Георгия Победоносца из села Семеновского Архангельской области относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII вв. Это двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик (четырехугольный сруб) на высоком подклете (нижнем хозяйственном помещении). В его северной и западной стенах вверху, а в южной – внизу, прорезаны окна. В верхней части главного четверика устроен повал (плавное расширение сруба) и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным бочкой с маленькой главкой. Под крышей главного четверика сохранился подзор (пояс) из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII в.: «Лета 7196 (1688г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три.

 

 

Церковь Георгия Победоносца. Вид с северо-востока.

 

   Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик, также с повалом. Он вытянут по оси север-юг и увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками с крестами. Подобный тип покрытия храма встречается крайне редко. В отличие от основного четверика верхний ярус церкви срублен «в лапу» (иначе – «в замок»). Его бревна снаружи стесаны, включая повал. На верхнем четверике под поздней обшивкой также были найдены доски подзора, «писаные травами», – с крутыми завитками, нанесенными красной, синей, черной и белой красками. Подобным образом был украшен и алтарный прируб. До сих пор в распоряжении исследователей имелись лишь отрывочные упоминания в письменных источниках о наружных росписях русских деревянных храмов, построенных до XVIII в. С запада, где находится основной вход в храм, и с севера при исследовании памятника были найдены следы галереи-паперти, некогда огибавшей главный четверик и позже разобранной. Несколько подобных по конструкции деревянных храмов – двухъярусных, с крышей-«бочкой», установленной по оси север–юг, и с маленькими главками – известны в Верхнем Подвинье. Самые поздние из них были построены в середине XVIII в.

   В 2003 г. по инициативе художника Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.И. Глазунова сохранившуюся Георгиевскую церковь осмотрела группа специалистов Московского государственного объединенного музея-заповедника в составе заместителя директора по охране памятников, реставрации и воссозданию исторического наследия И.С. Рощиной, начальника отдела охраны памятников А.А. Пекаревой и архитектора-реставратора И.Н. Шургина. Началась проработка идеи подробного изучения памятника с последующей его разборкой и доставкой в Коломенское для научной реставрации и возведения на новом месте. Благодаря стараниям директора Московского государственного объединенного музея-заповедника Л.П. Колесниковой эта идея осуществилась.

  В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В. Никитина, П.Н. Омельницкого и И.Н. Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма. В2008 г. храм был разобран и перевезен на территорию Коломенского. В 2009 г. начались работы по реставрации, а в 2010 г. – по установке храма на новом месте – в долине речки Жужи, рядом с уникальными памятниками Музея деревянного зодчества. Со стороны Московского государственного объединенного музея-заповедника постоянный контроль за реставрацией перевезенного храма осуществлял О.В. Ягунов. Церковь Святого Георгия – памятник деревянного зодчества XVII века. Реконструкция конца XIX века изменила внешний облик памятника, но при этом сохранилась основная объемно-планировочная структура храма XVII века: четверик, пятигранный алтарный прируб, конструкция перекрытий, бочка на верхнем четверике, уникальные элементы наружного декора. По сохранившимся на памятнике следам выявлены и воссозданы элементы, утраченные в период реконструкции конца XIX века: «висячая» галерея, крыльцо, алтарная бочка, двери и окна. Восстановив утраченные элементы была воссоздана объемно-планировочная структура памятника XVII века. По материалам натурных и архивных исследований были разработаны 2 варианта проекта реставрации: 1-ый вариант – проект реставрации памятника архитектуры XVII века; 2-ой вариант – проект реставрации памятника архитектуры XIX века. К производству работ был принят проект реставрации памятника архитектуры XVII века.

   Проектом были предусмотрены и выполнены следующие виды работ: устройство фундамента; реставрация отдельных бревен конструкции сруба; восстановление утраченных нижних венцов четверика и алтаря, бочки на малом четверике; раскрытий конструкций чердачного перекрытия (потолка) XVII века, перекрытий подклета (пола и храмовой части) XVII века; изготовление и установка кованных кольчатых решеток в оконных проемах; воссоздание опор и конструкций «висячей» галереи, двусходного крыльца с промежуточным рундуком и резными столбами, окон и дверей трехкосящатой конструкции, алтарной бочки, трех глав и крестов на бочке малого четверика, тесового покрытия в 2 слоя «по скальнику» и бересте, покрытия лемехом в форме «городка» бочек и глав, охлупней бочек и крыльца, конструкций тяблового иконостаса, пристенных лавок на галерее и в храме, клиросов, расписных «подзорных» досок на повалах четверика, алтаря и на верхнем четверике; закладка южного верхнего проема; устройство отмостки и инженерных систем.

 

 

Крыльцо церкви Георгия Победоносца.

 

   Возрождение к новой жизни церкви Святого Георгия 1685 г. из деревни Семеновской Архангельской области (до реставрации не известной науке) – достойный результат традиционной многолетней деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника по спасению уникальных памятников русской деревянной архитектуры. 

   С 70-х гг. XX века церковь была бесхозна, ветшала и разрушалась. Несмотря на неблагоприятные условия, в интерьере храма сохранилась живопись (на своде памятника) и декоративные элементы конца XIX века в удовлетворительном состоянии. Живописные изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральная композиция четырех херувимов и Святого духа, располагались на сводчатом потолке храма неизвестными художниками с большим мастерством. Картины, выполненные в сдержанной колористической тональности с изображением традиционной символики, соответствующей каждому евангелисту декорировали стены храма. Лица евангелистов наделены щедрым отрешенным сосредоточием, композиция и ракурсы фигур, локальные цвета ниспадающих легкими складками хитонов и гиматий, книги – результат их трудов – все наполнено величавым смыслом, и все это чудесным образом нам передал неизвестный художник. В едином стиле был решен декор интерьера храма, в котором сохранились лепные и рисованные обрамления картин (над окнами – рисованные, между окнами – лепные), декоративное оформление некоторых элементов «под искусственный мрамор». Сами картины не сохранились, но по сохранившимся незначительным обрывкам можно предположить, что они были выполнены по холсту. Стены и дощатый сводчатый потолок были оштукатурены по колотой дранке и покрашены.

   В конце XIX века основой под настенную живопись являлась известково-гипсовая штукатурка. Стены, как и потолок, были покрашены в светло-голубые цвета разной тональности. Низ стен (до подоконников) имел светло-серый цвет под мрамор. Как уже было отмечено, красочный (живописный) слой настенных росписей сохранился с минимальными повреждениями, несмотря на неудовлетворительный температурно-влажностный режим, деформацию конструкций и продолжительную вековую бесхозность памятника. На этом основании можно предположить, что в данном случае были использованы масленые краски с добавлением пчелиного воска и мягкой смолы (мастики или даммары) с использованием в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска, что делает масляную живопись более долговечной и похожей на фреску. В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В. Никитина, П.Н. Омельницкого и И.Н. Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма, главной целью которого являлась реставрация памятника на период XVII века, консервация и реставрация живописи потолка XIX века. В 2008 году при разборке церкви для перевозки были обнаружены скрытые под деревянной обшивкой декоративные подзорные доски со следами росписей: в верхней части повала четверика храма четыре доски с хромозданной надписью; десять досок по пяти граням алтарного прируба; на верхнем (малом) четверике обнаружены следы росписи на стесанных «под брус» бревнах повала и карнизные доски, на которых так же выявились следы росписи.

   После разборки церкви специалистами реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» были проведены консервационные работы по укреплению настенной живописи интерьера, живописи тябла иконостаса и декоративных подзорных досок со следами росписей.

    После перевозки и в период воссоздания церкви на территории музея-заповедника была проведена комплексная реставрация: лабораторные исследования, укрепление красочного слоя, восстановление грунта, живописи и лепного декора живописных изображений четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральной композиции четырех херувимов и Святого духа; лабораторные исследования, укрепление сохранившихся фрагментов наружной живописи и надписей, снятие копий с рисунков, воссоздание рисунков по сохранившимся аналогам. Консервационные мероприятия живописи провели также на тяблах иконостаса и поместили в интерьер основного объема церкви.

 

   Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское расположен на Юге Москвы неподалёку от станции метро "Коломенская". Добраться до музея можно и со станции метро Каширская. Главный вход Коломенского располагается на проспекте Андропова, но войти на территорию можно и с улицы Новинки.

 

   Музей-заповедник "Коломенское" является комплексным памятником истории и культуры России. Комплекс состоит из 17 памятников архитектуры: 12 из них - сохранившаяся часть архитектурного ансамбля царской усадьбы XVI-XIX вв.; 4 памятника - деревянные сооружения, привезенные из разных областей России.

   В марте 2011 года после реконструкции открыт для посещения Дворец царя Алексея Михайловича, в котором воссозданы исторические интерьеры XVII века.

   На территории расположена "Потешная слобода" - комплекс аттракционов для малышей и для детей постарше.

   На территории музея-заповедника проходят аудио-экскурсии на электромобилях.  27.01.2013 13:06:53 OSD.RU

   дополнительная информация:

Территория музея-заповедника открыта ежедневно:

апрель - октябрь с 7:00 до 24:00

ноябрь - март с 8:00 до 21:00

   Экспозиции музея открыты ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме понедельника. Доступ на экспозиции прекращается за 30 минут до их закрытия

 

 

 Литература:

 

1. Гра М.А., Жиромский Б.Б. Коломенское. Издательство «Искусство», Москва,1971 г.

 

 2. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. Москва «Искусство», 1998.

 

 

 Источники:

 

http://abratsk.ru/main.php?r=2&key=6

http://www.mochaloff.ru/kolomenskoe/

http://mgomz.ru/kolomenskoe

 

 Использованы фотографии из интернет ресурса Мочалова Артёма и других авторов.