Мебель эпохи Возрождения

Возрождение или Ренессанс

 

   Искусство Возрождения противопоставлялось готике, называя ее варварской. Для стиля возрождения характерны симметрия, согласованность  частей и целого, точность пропорций. Элементы стиля были заимствованы из греко-римской ордерной системы, однако новые время и потребности широко их трансформировало, в новый  неповторимый стиль. Зародился стиль в Италии в конце XIV в., расцвет приходится на 2-ю пол. XV и XVI в. Во Франции распространение стиля приходится на конец ХV в., в Англии на 2-ю пол. XVI в. и до конца XVII в. Под влиянием местных факторов сложились различные разновидности стиля: итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская, испанская.

   Столярное производство в период эпохи Возрождения достигает высокого уровня развития, столяры хорошо чувствовали конструкцию и форму мебели. С появлением тонких досок, мебель стала значительно легче и изящнее. В основе художественного метода лежала четкая форма, стремление к уравновешенным пропорциям, повышенное использование в мебели архитектурных элементов. Мерой гармонии служило золотое сечение. Мебель вначале выполнялась в виде чертежа, а потом воплощалась в материале.

   Античными орнаментами украшались почти все элементы мебели. Широко использовался геометрический орнамент, вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, птиц, человеческих голов, архитектурных композиций. Применялись различные формы колонн, пилястр, листьев аканта, канделябры, купидоны, львиные головы, грифоны, мифические животные, арабески, плетенки, картуши, гирлянды.

   В мебели в основном использовались естественные цвета древесины. Изобретение станка для получения тонких листов древесины, аугсбургским столяром Георгом Реннером  во 2-й пол. XVI в., способствовало развитию техники облицовывания и декорирования поверхностей  интарсией. Для украшения мебели стали применять роспись, позолоту, инкрустацию. В эпоху ренессанса мебель делали в основном из ореха, который обрабатывали протравами и воском или протирали маслом.

 

   Италия. Кровати делали высокими, с приступкой и балдахином или занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. На дощатый настил укладывали тюфяк или матрац.

   Сундук-кассоне служил для хранения и перевозки вещей, а также как скамья и свадебный сундук. Кассоне богато украшались резьбой, инкрустацией и росписью.

 

 

Сундуки-кассоне. Италия

 

   Касса-панка, ларь скамья со спинкой и подлокотниками (предок дивана). Спинка касса-панки делалась высокой, а ящик под подъемным сидением использовался для хранения денег и драгоценностей.

 

 

Касса-панка. Флоренция.

   

   Стали широко использоваться в среде дворян, духовенства и торговцев посудные шкафы, секретеры, бюро.

 

 

 

Керденца. Конец XVI в.

 

 

Шкаф-бюро папы Павла III. Рим, палаццо «Венеция».

 

 

Поставец-бюро (письменный стол).

 

 

Бюро. Вторая половина XVI в.

 

   Столы изготавливали прямоугольной формы на двух массивных бочинах или четырех ножках, и на одной опоре с круглой или восьмиугольной формы. В повседневной жизни распространенными были столы со столешницами на крестовинах соединенных перемычками.

 

 

Итальянский стол. XVI в.

 

 

Стол с точеными ножками. XVII в. Болонья.

 

   Появилось большое разнообразие стульев. Стул на трех наклонных ножках и высокой спинкой. Стул из трех досок богато декорирован резьбой. Стул на четырех ножках с резьбой, на его основе было создано кресло  обитое кожей. Курульное кресло, оставшееся со времен поздней готики, с х- образными опорами.

 

 

Стул «Строцци» на трех ножках.

 

 

Итальянский стул на четырех ножках с поперечными досками. XVI в.

 

 

Итальянские стулья с резными досками вместо ножек

 

 

Кресло жесткое

 

 

Кресло мягкое. Вторая половина XVI в.

 

 

Кресло курульное. XVI в. Венеция.

 

   В XIV в. предметы мебели украшались яркой росписью и позолотой, в XV распространенно орнаментально-архитектурное оформление и чертозианская мозаика,  XVI в. резьба по дереву, которая ведет уже к новому стилю – барокко.

  В XVI в. в деталях мебели широко применяются львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны, фризы, карнизы, пилястры, полуколонны.

   Основными центрами мебельного производства Италии были: Тоскана (Флоренция), Венеция, Ломбардия, Рим и Неаполь.

 

   Франция. Во Франции стиль Возрождения делится по эпохам королей:

- переходный стиль (Людовик XII, 1498-1515);

- ранний ренессанс (Франциск I, 1515-1547);

- зрелый ренессанс (Генрих II, 1547-1559);

- поздний ренессанс (Генрих IV, 1589-1610).

 

  В переходном стиле готические формы продолжают задавать общий тон, новый стиль присутствует лишь в орнаменте, никак не связанном с формами мебели. В декоративном оформлении широко используется резьба. В мебели появляются новые виды изделий.

   Дрессуар – посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поставленного на стойки.

   Двухкорпусной шкаф, первый вариант кабинета.

 

 

Поставец. Первая половина XVI в. Франция.

 

 

Резной двухкорпусный шкаф. XVI в. Франция.

 

   Для сидения использовали дощатые кресла с высокой спинкой, кресла с точеными ножками и резными спинками.

 

 

Раннеренессанское кресло токарной работы. Франция.

 

 

Позднеренессанское дощатое кресло. Франция.

 

   Появляются кресла с плетенными сидениями и спинками, кресла и диваны обитые тканью и украшенные бахромой.

 

 

Кресло с плетеными сиденьем и спинкой. Франция

 

 

Диван переходного типа. Франция.

 

  Кровати придают парадный вид, так как появилась мода в аристократических кругах принимать гостей лежа в кровати. Кровать оформляют колоннами, балдахином, головным щитом украшенным резьбой.

 

 

Кровать Екатерины Медичи. Франция.

 

 

Кровать. Франция.

 

   Опорные части столов решают в виде колонок, балясин и аркад.

 

 

Разновидность ренессансного стола. Франция

 

   Голландия. В Голландии мебель эпохи ренессанса схожа с итальянской мебелью. Мебельные формы просты по декору, имеют лаконичную и удобную форму. В качестве элементов оформления используют  членные филенки, профилированные карнизы, арки, балясины, каннелированные пилястры, медальоны, ажурную резьбу.  Позднее появляется интарсия с изображения ми цветов, птиц, бабочек.

   Основная мебель: кровать с балдахином, большие шкафы с дверцами, буфеты, столы сточенными в форме балясин ножками и толстыми столешницами, стулья и кресла, сундуки и поставцы.

 

Шкаф-поставец. XVII в. Голландия.

 

 

Столы с ножками-балясинами. XVII в. Голландия.

 

   Англия. Наиболее распространенными были столы с точеными ножками, кресла с высокими спинками, сундуки и кабинеты. Появляются стулья с изогнутыми ножками. Появился стол с опускающимися полукрышками, прообраз современного стола–книжки.

   Данная мебель, завезенная переселенцами в 30- х гг. XVII в. в Америку,  легла в основу американского колониального стиля.

 

 

Кабинет. Конец XVI – начало XVII в. Англия.

 

 

Массивное резное кресло. Англия.

 

 

Сундук декорированный аркадой. XVII в. Англия.

 

 

Стол с раздвижными ножками.

 

 

Стол-кресло. XVII в. Англия.

 

 

Стул переходного стиля. Конец XVII в. Англия.

 

   Германия. В Германии Возрождение делится на два этапа: ранний период (до середины XVI в.), поздний период (до 70-х гг. XVII в.). Новый стиль вначале проявлялся в декоре а уже потом в формах мебели. Основные декоративные мотивы это: лист аканта, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, волюты, картуш, дельфины, гербы.

 

 

Кровать. По гравюре П. Флётнера. Германия.

 

 

Кабинет. Германия.

 

 

Складной стул. Германия.

 

 

Позднеренессанское кресло. Германия.

 

   Испания. В Испании остается сильное влияние арабо-мавританского искусства. В кроватях и других каркасных конструкциях широко применяют точеные элементы. Скамьи и стулья обтягивали кожей с тиснением и гравировкой.

 

 

Боковина кровати токарной работы. Дерево, бронза. XVII в. Испания.

 

 

Складная дорожная кровать. Испания.

 

 

Кресло обитое тисненой кожей. Испания.

 

   Для обивки использовали декоративные гвозди с большими медными шляпками. В декоре широко применяли технику инкрустации, самым распространенным орнаментом была арабеска.

 

Литература:

 

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

 

2. Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979.

 

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

 

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. – 176 с.: ил.